avangard-pressa.ru

Особенности литературно-художественной речи - Литература

Художественная речь вбирает в себя элементы различных языковых стилей: разговорный, научный и т.д. Художественная литература допускает употребление просторечных, диалектных слов и выражений и даже вульгаризмы. В художественной литературе используется все многообразие изобразительно- выразительных средств (метафоры, антитезы, гипербола и т.д.). Отбор языковых средств зависит от индивидуальности автора, темы, идеи произведения, жанра. Слово в художественном тексте может приобретать новые оттенки значения. Большую роль в художественном тексте играет многозначность.

Основная цель художественной речи- создать средствами языка художественные образы, поэтому в художественной литературе широко используются живописующие, эмоционально окрашенные обороты речи. Стремление к яркой образности заставляет авторов избегать речевых трафаретов, шаблонов, искать для выражения мысли новые варианты и формы.

Стиль художественной литературы во многом противопоставлен научному стилю. Как говорил Белинский, «философ говорит силлогизмами, а поэт- образами и картинами. А говорят оба они одно и то же… Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один- логически доводами, другой- картинами». Различия образного и безобразного мышления и их отражение в языке положены в основу противопоставления науки и искусства и представляют разные формы познания жизни.

Для художественного стиля характерны многообразие жанров, стилистических средств и приемов.

Задания для самостоятельного изложения

1. Распределите приведенные слова по трем столбцам в соответствии со стилистической окраской (разговорная- нейтральная- книжная). Для книжных слов укажите стиль, где они употребляются.

Ахнуть, актуальный, взыскание, дефект, дуализм, зачетка, забота, книжка, книжонка, квартиросъемщик, картошка, лингвистика, начертать, неправосудный, невыполнение, отлынивать, эксперимент, эскалация, этимология, язык, языкознание.

2. В предложенных примерах есть языковые средства, не соответствующие общему стилю текста (это слова, синтаксические конструкции). Замените эти средства так, чтобы каждый текст был выдержан в едином стиле. В скобках укажите функциональный стиль для каждого текста.

1. Вышел из дому спозаранку. Тьма- хоть глаз выколи. Осадки. Холодно.

2. Спортсмен удачно провел все выступление, продемонстрировал высокий класс фигурного катания, но в конце сложной программы он шлепнулся.

3. Оставайся необходимое для производства товаров время постоянным- и себестоимость товаров оставалась бы постоянной.

4. По окончании ужина позвони мне.

5. Мальчишка, бивший баклуши целый день, не успел приготовить уроки.

3. Запишите часть библиографического списка, в котором есть: а) книга; б) статья из журнала; в) статья из сборника; г) статья из газеты. Оформите литературу в списке по стандарту.

4. Найдите пять высказываний ( афоризмов), оформите их как цитаты пятью способами:

а) первое высказывание оформите как прямую речь;

б) процитируйте четверостишие с сохранением разбивки строк;

в) третье высказывание оформите так, чтобы цитата сливалась с авторским текстом;

г) оформите цитату без слов цитирующего с указанием автора в скобках;

д) обратите внимание читателя на отдельные слова в цитате (выделение оговаривается в примечании).

5. Составьте конспект-план и реферат-резюме любой статьи по Вашей специальности.

6.Напишите заявление с просьбой разрешить Вам сдавать итоговые государственные экзамены (на листе бумаги нужного формата). Соблюдайте правила расположения всех реквизитов.

7. Напишите резюме (профессиональную биографию), необходимое для устройства на работу. Резюме должно быть написано от Вашего имени, но если Ваш список работы и учебы не велик, можете дополнить его придуманными сведениями. Оформите резюме на листе бумаги нужного формата.

8. Составьте и оформите деловое письмо с данным содержанием (на листе бумаги нужного формата). Не забудьте о нейтральном тоне письма, формулах вежливости, расположении реквизитов.

Тема. Вы связываетесь с фирмой «Сибирь» в городе Томске, там Вам может помочь бухгалтер Николай Васильевич Петрушин. Вам необходимо установить, что случилось с накладной номер 6300 от 6 числа прошлого месяца. Он сказал, что пришлет вам копию. Где она?

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Хорошая речь - это прежде всего речь правильная. Правильность речи оце­нивается с точки зрения ее соответствия современным язы­ковым нормам. Даже если вы свободно владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче и выразительнее. Необходимо как можно быстрее освобождаться от стилисти­ческих ошибок, воспитывать у себя языковый слух. А для этого нужно знать основные типы ошибок. Под стилистическими ошибками понимаются любые отклонения от языковых норм.

1. Наиболее частая ошибка — использование слов не в том значении, которое они имеют в языке. Ошибки, связанные с семантикой, многообразны. Самые грубые нарушения — это просто незнание значения слов. Судите сами: Пьесу «Ревизор» Н.В. Гоголя высоко оценили не только современники писателя, но и его предшественники(нужно — потомки). 2. Нередко наблюдается смешение паронимов. Вспомним, что паронимы — это слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении. Это и создает почву для их смешения. Посмотрите словарь, и вы увидите, что по значению и употреблению различаются такие слова, как эффектный и эффективный, факт и фактор,гостиная и гостиница. Приве­дем пример на смешение паронимов: Одним из либеральных мероприятий Александра I было освоение лицея (нужно - основание). 3. Чтобы правильно употреблять слова, необходимо учиты­вать не только их значение, но и особенности их лексической сочетаемости, то есть их способность соединяться друг с другом. При этом следует иметь в виду, что одним словам свойственна практически неограниченная сочетаемость, ко­торая обусловлена их предметными, логическими связями. Вы говорите: «Я *пойду в магазин, в библиотеку, в кино, на каток, на стадион…» Другие слова ограничены в своей сочетаемости. Например: *перочинный – нож. Нельзя сказать оказал благодарность (выразил). Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. На сей раз его упорно преследовала удача. Не говорят сборище единомышленников, друзей; скоропостижный успех. С законами лексической сочетаемости совсем не считаются составители объявлений, поэтому можно прочитать: «Выпас собак запрещается»; «Продаётсяпожилой дом»; «Лекция длябездетных родителейпереносится на четверг»; «Обучаю врождённойграмотности». 4. Следует отметить и плеонастические сочетания, которые чаще всего также оказываются ошибкой. Напомним, что плеоназм – это выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние слова. Содержат ошибку такие сочетания, как *каждая минута времени (минута всегда связана с понятием времени), *главная суть (суть - это «самое главное, существенное»), *быстро кинуться (кинуться — «быстро устремиться», в этом слове уже есть значение «быстро»).

Необходимо помнить и о стилистической окраске слова. Обычно выделяют эмоционально-экспрессивную окраску и функционально-речевую окраску. Что это такое?

5. Эмоцио­нально-экспрессивная окраска — это дополнитель­ные оттенки, которые накладываются на основное предмет­но-логическое значение слова. Так, слово лицо — нейтраль­ное, а вот слово лик — высокое, используется в текстах, имеющих поэтическое звучание, и наоборот, если мы хотим воспользоваться сниженным словом, то можем выбрать, на­пример, слово рожа. Что же касается функционально-речевой окрас­ки, то это окраска, которая свойственна словам, принадле­жащим к определенному стилю речи: разговорному (безголо­вый, втесаться, дескать), научному (конструкция, синтак­сис), официально-деловому (согласно, в деле, в целях), публицистическому (реанимация экономики, период застоя). При употреблении слов нельзя не учитывать их принадлежность к тому или иному стилю речи. Боль­шинство слов все же не закреплено за тем или иным стилем. Такие слова являются нейтральными (по­весть, студент, университет). Особенно часто в письменной речи можно наблюдать неоправ­данное употребление слов и выражений официально-делового стиля. Такие слова называются канцеляризмами. Вы ведь никогда не скажете: Мама (или папа, бабушка) в целях покупки хлеба по прибытии гостей отправила меня в магазин. Скорее всего скажете так: Нагрянули гости, и мама отправила меня за хлебом. Но почему-то в речи встречаем канцелярские фразы: *Согласно фактам (вариант: на основании фактов), можно сделать вывод…Согласно, на основании, по линии…употребляются в деловых бумагах (вофициально-дело­вом стиле) и в нейтральной речи неуместны. И наоборот, мы можем встретить в деловых бумагах разговорную лексику: В анкетеследует указать профессию папы и мамы. 6. Иногда нарушается структура фразеологизма: одно или несколько слов немотивированно заменяется или произволь­но меняется их порядок. А ведь мы с вами знаем, что одна из особенностей фразеологизма - фиксированный порядок слов, его постоянная структура (за исключением, разумеется, вариантов). Вот некоторые примеры: *Львиная часть работы была уже выполнена. *Чаша его терпения наконец лопнула.В русском языке есть фразеологизмы: львиная доля, терпение лопнуло, чаша терпения переполнилась. Напоминаем, что у фразеологизмов, как правило, фиксированные структура и порядок слов. Если порядок слов или структура изменены, то общее фразеологическое значение разрушается и сочета­ние слов воспринимается в их прямом значении.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 1.6.

Задание 1.В приведённых предложениях найдите чужеродные, иностилевые элементы. Исправьте ошибки.

1.Перед принятием пищи надо вымыть руки.

2.Нас встретил седой величественный старичок.

3. Завод выпускает специальные агрегаты для уборки картошки.

4. Грядущие каникулы я проведу у моря.

5. Поданная мною справка была заверена секретаршей деканата.

6.Из очей малыша потекли слёзы.

7. Эта книжка посвящена вопросам развития новых государственных отношений.

8. Я уже давно не кушаю в этой столовой.

9. Я мыслю, что сдам экзамены.

10.Это важный шаг, и его надо пройти.

Задание 2.Выделите в предложениях лексические и стилистические ошибки, исправьте их.

1.Я знал про своего друга, что он был сильно слабый человек.

2.В нашем городе начинают работу участковые избирательные кампании.

3. Спортсмены одержали командное первенство на европейс­ком чемпионате.

4.Нужно проявлять терпеливость к недостаткам близких людей.

5.Председательствует на заседании профессор, только что защитивший ученую степень. 6. Такой прием обработки наиболее эффектен в наших условиях.

7. Писатель играл большое значение в литературе конца века.

8. Я забыл поставить роспись в ведомости.

9. У него врачи подразумевают злокачественную опухоль.

10. Таблетка полностью разложилась во рту.

11. Наш герой сварил всю эту кашу, а расхлебывать придется другим.

12. Наше дело гроша выеденного не стоит.

13. Слово было представлено народному депутату Иванову.

14. На собрании уже который раз обсуждался вопрос о повыше­нии дисциплины.

15.Дети радостно закричали, что лагерь не функционирует.

Задание 3.Данные выражения замените оценочными словами.

Простодушный человек - ...

плохой сочинитель стихов - ...

болтливый человек - ...

безвольный, бесхарактерный человек - …

человек крепкого телосложения -....