avangard-pressa.ru

Место городской инфраструктуры в жизни общества - ОБЖ

Зачатки общественного обслуживания появились в глубокой древности, еще при первобытно-общинном строе - на начальной стадии общественного разделения труда. Первыми представителями этой сферы были врачеватели и служители религиозных культов, которые имелись в каждом племени. К видам обслуживания можно отнести и первых ремесленников, которые изготовляли орудия для охоты и рыбной ловли еще в индивидуальном порядке, по заказу с учетом роста и силы своих соплеменников, а также тех, кто делал украшения.

В рабовладельческом обществе складываются целые системы обслуживания, которые были разными в классовом обществе для правящей верхушки, свободных граждан и рабов. На этой стадии развития общества появляются различные виды учебных заведений, торговое обслуживание, формируется мощная система ритуальных учреждений с кастой жрецов, в городах создаются крупные зрелищные заведения, элементы коммунального хозяйства, бытовых услуг.

В феодальную эпоху процесс формирования системы обслуживания продолжался, но слабыми темпами и его основной характерной чертой было возрастание контраста в уровне обслуживания городского и сельского населения, ибо для крестьян практически единственными видами были торговое и ритуальное обслуживание и кое-какие услуги ремесленников.

В период развития капитализма и бурного промышленного роста резко усиливается процесс общественного разделения труда. Он охватывает не только материальное производство, но и непроизводственную сферу. В результате развития науки и техники (например, появление телеграфа, телефона, радио, телевидения и т.д.) создаются все новые и новые виды услуг. При этом многие виды деятельности выделяются в специальные отрасли, которые ранее относились к самообслуживанию (например, уход за своим имуществом - ремонт личных вещей).

Во второй половине ХХ в. развитие промышленности, основанное на научно-техническом прогрессе, породило изменения в структуре занятости населения в общественном производстве. Начался переход активного населения в социальную сферу, услуги которой обеспечивают удовлетворение разнообразных потребностей людей. Происходит глубокая трансформация социальной и общественной жизни, в результате которой формируются новые ценности и возникают новые потребности. Именно стремление людей к потреблению материальных и нематериальных благ (услуг) становится важным фактором развития экономики, что во многом определяет все возрастающую роль услуг в структуре потребления.

Формирование этих тенденций оказало влияние на социальные изменения, которые в первую очередь были связаны со сферой потребления. Наряду с ростом дохода и возрастанием роли досуга, наблюдается изменение образа жизни и системы ценностей. Эти изменения во многом обусловлены социально-культурными сдвигами в структуре населения, в частности, усилением роли дипломированных специалистов, кризисом института семьи, нарастанием феминизации рабочих мест и общим старением населения.

Изменения в структуре спроса на услуги личного характера проявляются также в нарастании значимости услуг социальной сферы, в основном предоставляемых учреждениями общественного сектора (например, образования, здравоохранения, социального обеспечения).

В современных условиях городская инфраструктура оказывает существенное влияние на развитие города, ибо она не только удовлетворяет разнообразные потребностей людей, формируя уровень и качество жизни населения, но и обеспечивает привлекательность города для населения. Привлекательность города для проживания в нем различных слоев населения обусловлена во многом такими видами деятельности, как образование, здравоохранение, культура, уровень благоустройства, индустрия досуга.

В современных странах с развитой рыночной экономикой преобладающая часть инфраструктурных объектов функционирует на платной основе. А бесплатные услуги, которые оказывает государство за счет национального дохода, ограничены, например, начальное образование, элементарные виды медицинской помощи и социального обслуживания.

Но в развитых странах существует мощная сеть страховых фондов. Они создаются как за счет взносов самих людей, так и за счет взносов фирм и предприятий, т.е. предпринимателей, за своих работников. Для малоимущих и лиц, которые не могут сами себя обеспечить, существует разветвленная сеть различных благотворительных фондов. Они создаются корпорациями и отдельными бизнесменами, так как, с одной стороны, государство стимулирует эту деятельность налоговыми льготами, а с другой,- это придает им популярность, престиж и хорошее общественное мнение, что в западных странах очень важно для бизнеса.

Но следует отметить, что наряду с необходимостью оплачивать самостоятельно большинство видов услуг, работающие граждане имеют и высокую оплату за свой труд. И такая система обслуживания более рациональна, т.к. во-первых, ее работники получают за свой труд высокую зарплату и соответственно стараются выполнять работу более качественно, во-вторых, даже если услуга и бесплатная, но она не нужна всем одновременно, поэтому те, кто пользуются ею получают из общественных фондов потребления больше льгот, чем те, кто не нуждается в данной услуге, в-третьих, если человек сам оплачивает услугу, то он относится к ее результатам и более бережливо (например, платное медицинское обслуживание стимулирует людей заниматься спортом, вести здоровый образ жизни и т.п.).

Для стран социалистической ориентации была характерна большая величина общественных фондов потребления, выделяемых из государственного бюджета. Так, в СССР в 1988 г. доля бесплатных услуг в общем потреблении составила 62 %, а остальные оплачивались населением из своего дохода. Но следует отметить, что даже богатое государство не может содержать такое количество бесплатных услуг, так чтобы их качество удовлетворяло население. Монополия государства на предоставление основных услуг населению неизбежно приводит к манипулированию финансовыми средствами. Так, как всегда найдутся более важные проблемы, требующие срочного финансирования и соблазн решить их за счет развития инфраструктуры довольно велик. Это подтверждается и развитием нашей страны, когда инфраструктура считалась второстепенной сферой и она финансировалась по остаточному принципу.

Общественные услуги нужны людям на протяжении всей их жизни. Все, что человек потребляет (за исключением выращенного на садовом участке или полученного в наследство, в подарок), проходит через инфраструктуру.

Рисунок 1 – Место инфраструктуры города в жизни населения

Потребляемые материальные блага мы получаем с помощью торговли и общественного питания, духовные блага - либо непосредственно от учреждений инфраструктуры (например, посещая театры, кинотеатры, музей, библиотеки и т.д.), либо опосредовано - через торговлю (покупая книги, художественные изделия, видеокассеты и т.д.).

Кроме того, есть немало необходимых услуг, которые трудно отнести к материальным или духовным благам, хотя они играют важное значение в воспроизводстве человека, например, медицинское обслуживание, парикмахерские, фотоателье и многое другое.

Социальное значение городской инфраструктуры определяется, прежде всего, тем, что она обеспечивает жизнедеятельность населения, повышение уровня его жизни, способствует гармоничному развитию личности. Также уровень развития инфраструктуры на определенной территории способствует снижению социальной напряженности в обществе.

С уровнем развития инфраструктуры города тесно связан бюджет времени населения. Многие виды городской инфраструктуры, например, розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения, пассажирский транспорт, связь, позволяют существенно сократить время, которое затрачивают люди на бытовые нужды, это в свою очередь, увеличивает фонд их свободного времени. Причем, инфраструктуры города не только увеличивает свободное время, но и позволяет его полноценно использовать. Эту возможность дает высокий уровень развития учреждений культурного обслуживания, спортивных сооружений и прочих досуговых мероприятий.

На затраты времени по ведению домашнего хозяйства действуют разнонаправленные факторы. С одной стороны, растет уровень благоустройства жилья, например, большей части населения не надо заготавливать топливо, носить воду и т.д. Часть видов домашнего труда переноситься на городскую инфраструктуру, например, прачечные, химчистки, общественное питание, ремонт бытовой техники, теле-, видео-, радиоаппаратуры и прочие, также в последние десятилетия наблюдается уменьшение доли больших и сложных семей, т.е. когда совместно проживали три-четыре поколения, и наоборот увеличивается доля малых и простых. Все это сокращает затраты времени на ведение домашнего хозяйства. С другой стороны, растут материальные потребности (например, требования к комфорту), повышается обеспеченность предметами длительного пользования, т.е. увеличивается число вещей, которые требуют ухода и ремонта, увеличивается площадь жилищ. Все это вызывает рост затрат времени на ведение домашнее хозяйство. В результате этих встречных тенденций общие затраты времени сокращаются достаточно медленно.

Учитывая все вышесказанное, мы видим, что характер и уровень развития инфраструктуры города - это важное условие жизни населения, которое в значительной степени определяет и образ жизни. Причем, развитие городской инфраструктуры ведет к росту разнообразия типов образа жизни. Например, условия жизни в сельской местности более жестко, чем в городе, определяют поведение человека: большинство сельских жителей независимо от своих индивидуальных наклонностей вынуждено заготавливать дрова, носить воду, вести личное подсобное хозяйство и т.д. У горожан, в основном, нет такой необходимости, и в целом они имеют больший выбор возможностей, например, питаться дома или частично в общепите, стирать самим или пользоваться услугами прачечных и т.д.

Экономическое значение инфраструктуры города определяется тем, что без нее невозможны существование и производительный труд работников любого вида деятельности. Ибо городская инфраструктура непосредственно участвует в воспроизводстве рабочей силы и всего населения, включая новые поколения работников. Особенно сильно это влияние проявляется в таких отраслях как жилищно-коммунальная сфера, розничная торговля, общественное питание, воспитание и обучение детей, медицинское обслуживание. Уровень развития элементов городской инфраструктуры, т.е. полнота их набора, доступность и качество обслуживания непосредственно влияют на производительность труда любого работающего человека. От того как устроен быт, сколько времени, физических и нервных сил он тратит на дорогу к месту работы, насколько полноценен его отдых после работы и т.д., во многом зависит продуктивность его труда.

Таким образом, инфраструктура города занимает важное место в жизни человека и оказывает существенное влияние на уровень и качество жизни его населения.