avangard-pressa.ru

Место эпохи палеолита в истории человечества. Памятники каменного века в Казахстане. - Политология

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА»

Тема 1. Ведение. Казахстан в эпоху древности

План лекции:

1. Введение в историю Казахстана. Значение дисциплины «История Казахстана» и ее источники. Основные периоды Отечественной истории.

2. Место эпохи палеолита в истории человечества. Памятники каменного века в Казахстане.

3. Социальное положение и культура андроновцев. Памятники бронзового века в Казахстане.

Краткое содержание лекции

Введение в историю Казахстана. Значение дисциплины «История Казахстана» и ее источники. Основные периоды Отечественной истории.

История – это постоянно развивающаяся наука. Она представляет собой познание мира и раскрытие его прошлого. С помощью истории мы как бы совершаем путешествие в рамках пространства и времени. При этом мы не только представляем себе прошлое как нечто общее для нас, но и осознаем всю динамику его изменений во временном разрезе. На крутых поворотах истории наше прошлое все более преображается и на этом фоне мы воспринимаем его в качестве достоверного ключа для разрешения сложных и затруднительных проблем современной жизни. В период стемительных перемен в жизни общества народ свой исторический выбор определяет, обращаясь вглубь прошлого, тем самым история для него становится основным источником самопознания.

История Казахстана является неотъемлемой составной частью всемирной истории и она тесно связана с социально-гуманитарными науками. Ее предметом в качестве науки и дисциплины является изучение происхождения и основных этапов становления казахского народа и других этносов, населявших территорию республики, их государственно-правовых систем, экономики и культуры, социально-политических взаимоотношений.

История Отечества всегда вызывала огромный интерес мыслящей части нашего общества. Это объясняется, прежде всего, естественной потребностью человека знать историю своей Родины.

Вследствие изменений в сознании населения, на современном этапе истории прошлое казахского народа приобретает не только познавательный и научный интерес, но и особую политическую значимость. Воспитание казахстанского патриотизма – одна из главных задач выдвинутых в многочисленных трудах Президента Н.А.Назарбаева, в том числе в разработанной им Стратегии «Казахстан - 2050». Ее выполнение невозможно без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общества с его прошлым.

Цель данного курса – дать объективный и достоверный обзор истории казахского народа, а также других народов, населявших территорию современного Казахстана с древнейших времен до наших дней.

Исходя из этого, при изучении курса истории Казахстана решаются следующие задачи:

- раскрыть роль и место казахского народа в общетюркской общности, в системе кочевой цивилизации и в развитии историко-культурной общности народов евразийского мира;

- изучить основные этапы возникновения и формирования казахс кого этноса, его хозяйство, быт, социальный строй и политическую систему на длительном историческом отрезке времени;

- переосмыслить ключевые проблемы истории народа: этногенез, государственность, отношения с соседними этническими образованиями, государствами, колониальные войны и национально - освободительные движения;

- показать эволюцию духовного мира кочевников и их вклад в мировую цивилизацию.

В последние годы, с приобретением государственной независимости, многие аспекты истории Казахстана пересмотрены с современной точки зрения и получили новую оценку. В этот период появился целый ряд новых очерков и книг, сборников и монографий, учебных пособий и научных статей, раскрывающих новые достоверные страницы Отечественной истории.

Среди них можно процессе обучения студентов особым спросом пользуются очерки «История Казахстана с древнейших времен до наших днсй», изданные учеными Института истории и этнологии им. Ч.Ч.Валиханова и Института археология им. А.Х.Маргулана Национальной академии РК, книги Н.А.Назарбаева «В потоке истории» и «На пороге ХХІ века», учебники по истории Казахстана А.Кузембайулы, Ч.Мусина, Б.Аягана, Г.В.Кана. Ж.О.Артыбаева, монографии Т.Омарбекова, О.Озганбаева и др.

Тематика указанных исследований тесно связана с конкретными периодами истории казахского народа, его многовековой борьбы за достижение своей свободы и независимости. В то же врмя в них представлена объективная оценка важнейшим историческим событиям, имевшим место в жизни нашего народа период колониальной зависимости и тоталитарного режима. По-новому и вполне достоверно раскрыты роль и значение национально-освободительного движения казахского народа под предводительством К.Касымова, восстания казахов 1916 года, общенационального демократического движения «Алаш», декабрьских событий 1986 года в Алматы и др. Раскрыты также ранее засекреченные сведения о трагедиях народа, связанных с произволом и репрессиями, насильственой советизацией и коллективизацией в тридцатые годы прошлого столетия, приведших массовому голоду и гибели большинства населения.

Теперь несколько подробно остановимся на основных источниках изучения истории Казахстана. Исторические источники разделяются на несколько видов: письменные, вещественные, фольклорные.

Письменные источники - сообщения древних авторов, надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древнетюркских писателей и ученых освещают отдельные стороны истории древних племен казахских степей. Их можно условно разделить на несколько групп.

К первой группе можно было бы отнести письменные сообщения античных авторов. В трудах древнегреческого ученого Геродота, географа Страбона, историков Менандра Протектора и Аммиана Марцеллина встречаются некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана с глубокой древности до VI в. нашей эры.

Много полезной информации по истории древнего Казахстана встречается в китайских династийных хрониках.

В следующую группу входят ираноязычные источники. В своде книг зороастрийской религии древних иранцев – Авесте, надписях, высеченных на Бехистунской скале, посвященных персидскому царю Дарию I, содержатся факты из жизни сакских племен.

Богатым и ярким письменным источником по истории кипчакско-кимакских племен являются русские летописи. Такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Ипатьевская летопись», «Сибирская летопись» и др. насыщены сведениями о жизни тюркских племен, населявших «половецкую степь», т.е. территорию от Дуная до Алтая.

Группа источников, называемая «руническими» – древнетюркские, на орхоно-енисейском алфавите, посвященные легендарным личностям древних тюрков.

Важное значение для изучения истории Казахстана имеют труды отечественных авторов, таких как Махмуд Кашгари, Юсуф Баласагуни, Аль-Фараби, Мухамед Хайдар Дулати, Отемис Хаджи, Кадыргали Жалаири и др.

Многочисленные письменные источники по истории казахского народа хранятся в крупных архивохранилищах и библиотеках мира.

Большая часть рукописного и архивного материала по истории Туркестана, были опубликованы в 14 томах отдельными изданиями еще до революции (Сборник материалов по истории завоевания Туркестанского края. Ташкент, 1900-1914).

Различные фактические материалы по истории казахского народа в советский период вошли в следующие сборники: «Материалы по истории Казахской ССР», 1940 г.; «Материалы по истории политического строя Казахстана», 1960 г.; «Казахско-русские отношения в XV1-XVI11 веках», 1961 г.; «Казахско-русские отношения в XVІІІ-XIX веках», 1964 г.

Массовым видом источников являются материалы периодической печати. Путевые заметки, дневники, журналы, репортажи и небольшие информации российских путешественников, дипломатов, офицеров и купцов, опубликованные на страницах российской и зарубежной периодической печати, проливают свет на многие стороны малоизученных проблем истории Казахстана. В конце XIX начале XX вв. начинают выходить газеты и журналы на казахском языке – «Дала уалаяты», «Казах», «Айкап», осветившие многие стороны жизни населения степного края. Умелое сочетание сведений различных видов источников предоставляет историку возможность объективно оценивать многие явления и события прошлого казахского народа.

Однако письменные источники не дают полной и достоверной информации, особенно по истории древнего и средневекового периодов. Поэтому они дополняются другим видом источников - вещественными (орудия труда, домашняя утварь, оружие, монеты, развалины городов и замков, поселения и стоянки, останки древних людей и т.п.), добытыми в результате археологических раскопок. В практике исследовательской работы археологи оперируют такими категориями источников, как городище, поселение, стоянки, курганы, петроглифы (наскальные изображения) и др.

На территории Казахстана найдено свыше пяти тысяч археологических памятников. Кроме археологических, к вещественным источникам относят этнографические источники – предметы быта, народных ремесел, одежда и украшения, все, что относится к материальной культуре ныне существующих народов. Количество письменных источников ограничено, вещественных – почти безгранично. Казахская земля – неисчерпаемый архив вещественных документов, насчитывает тысячи памятников древней культуры.

Важным видом источников являются также фольклорные источники – исторические предания, данные устного народного творчества и героических эпосов. Большую роль для изучения истории Казахстана играют шежире – генеалогии казахских родов и племен, содержащие огромную информацию по миграциям населения, связям отдельных групп с соседними народами, историческим событиям и их отражению в народном сознании.

Одним из важных видов источников являются героический эпос и тесно связанные с ним произведения поэтов – жыpay средневековья и нового времени. Особый интерес в этом плане вызывают такие эпосы, как «Кобланды батыр», «Камбар батыр», цикл «Қырымның қырық батыры», «Ер-Таргын», «Бекет-батыр», «Кенесары-Наурызбай» и другие исторические эпосы XII-XIX веков. Произведения же Сыпыра-жырау, Асан-Кайгы, Казтугана, Шалкииза, Актамберды, Бухар и других жырау, отражают политическую ситуацию в Казахстане в различные исторические эпохи.

Основные исследования по истории Казахстана.В дореволюционный период значительный вклад в изучение истории Казахского края весли российские ученые П.И. Рычков, А.И. Левшин, В.В.Радлов, В.В.Бартольд, Н.А.Аристов Первый опыт систематизации истории казахского народа с древнейших времен принадлежит А.И.Левшину (1832 г.). Его работа «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» является венцом всей историко- этнографической литературы своего времени.

Создание первых программ и учебников, обобщающих трудов по истории Казахстана приходится в основном на советский период. В годы становления науки не хватало кадров историков, особенно учителей, отсутствовали учебники и учебные пособия. В этих труднейших условиях замечательный ученый-энтузиаст, председатель Общества изучения Казахстана А.Чулошников создал труд «Очерки по истории казах- киргизского народа в связи с общими историческими судьбами других тюркских племен» (1920 г.), где освещались основные этапы древней истории казахского народа. Углубленное представление по древней истории края мы находим в работе М.Тынышпаева «Материалы по истории киргиз- казахского народа» (1925 г.).

Оригинальность концептуальных положений и богатая эмпирическая база отличают обобщающий труд первого казаха-профессора истории С.Асфендиярова «История Казахстана с древнейших времен» (1935 г.). Автор в нем осветил основные моменты дореволюционной истории Казахстана, выделив в ней два этапа: до и после завоевания царизмом. С.Асфендияров изложил в книге завоевательную политику России, опроверг добровольность присоединения к ней казахских земель, а также прогрессивность этого процесса.

Историю Казахстана с древнейших времен до 70-х г. XIX в. охватили «Очерки по истории Казахской ССР» М.Вяткииа (1941 г). В 1943 г. вышло в свет первое издание «Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней», дающее системное изложение истории республики. В его создании участвовали видные советские ученые: А.Панкратова, С.Бахрушин, Н.Дружинин и др. Большой вклад внесли казахстанские ученые и общественные деятели, в частности, И.Омаров, М.Абдыхалыков, Е.Бекмаханов. Их работа сразу стала объектом критики партийных органов. Авторы обвинялись в приукрашивании прошлого казахов, недооценивании роли классовой борьбы, возвеличивании казахских султанов и ханов. Новое издание «Истории Казахской ССР» (1949 г.) также подверглось ожесточенной критике.

В третьем издании «Истории Казахской ССР» (1957 г.) присоединение Казахстана к России было оценено как важное прогрессивное историческое событие для казахского народа. Вопреки действительности, в книге освещались только положительные сдвиги в экономике и культуре казахского общества, а национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова изображалось как феодально-монархическое.

Огромный вклад в изучение истории Казахстана внес талантливый ученый, филолог, археолог, историк академик А.Х Маргулан. Его работы по изучению героического эпоса, развития средневековой городской культуры, материальной и духовной жизни населения степей эпохи бронзы, составлению Археологической карты Казахстана отличаются разнообразием тематики, широтой хронологического диапазона, оригинальностью выводов.

В 1977-1980 гг. Институтом истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР была издана в пяти томах «История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней». Это издание явилось переломным этапом казахстанской историографии.

Определенный вклад в историографию Казахстана внесла книга петербургских ученых С.Кляшторного и Т.Султанова об истории казахского народа с древнейших времен до XVIII в. (Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма - Ата, 1992.). Главные достоинства данной монографии – высокий научный уровень, использование письменных и археологических источников, простота изложения.

Неоценимый вклад в изучение сложных и актуальных проблем колониальной истории казахского народа внес академик М.К. Козыбаев. Его перу принадлежит свыше 800 научных трудов по истории родного народа, из которых около 500 написано за годы независимости. Являясь директором Института истории и этнологии Национальной Академии, он превратил его в подлинный центр исторической науки. Под личным его руководством вышли в свет обобщающие труды по истории. Было завершено издание современной пятитомной «Истории Казахстана». Он был также автором ряда учебников для средних школ. С именем М.К.Козыбаева связана деколонизация исторической науки, он практически является основоположником новой методологии.

Историческая наука независимого Казахстана освободилась от многовековых оков колонизации и обязана сегодня всеми силами формировать историческое сознание народа с объективных позиций. Большой вклад в этот процесс внесены такими историками, как М.Койгельдиев, Т.Омарбеков, Ж.Абылхожин, Н.Масанов, Б.Кумеков, Ж.Касымбаев, Ж.Артыкбаев, С.Сыздыков, С.Козыбаев, И.Козыбаев, Б.Ирмуханов, И.Ерофеева, В.Галиев, Н.Бекмаханова, В.Юдин, М.Абусеитова, А.Кадырбаев, археологами X. Алпысбаевым, К. Байпаковым, К.Акишевым и др.

Особо следует отметить деятельность историка, известного политического и общественного деятеля И.Тасмагамбетова, благодаря усилиям которого в Казахстан были доставлены копии памятников рунического письма, издается серия «Казахстанские востоковедные исследования», делается большая работа по изучению отдельных периодов истории Казахстана.

Если представить общество как систему, где отдельные элементы связаны друг с другом во времени и пространстве, то функции связи во времени осуществляются именно историей и историческим сознанием. Поэтому объективное изучение истории, ее популяризация являются сегодня для нас очень важными. Осознание данного факта привело к тому, что 1998 год был объявлен Президентом Н.А.Назарбаевым «Годом единства народов и национальной истории».

Это оказало благотворное влияние на развитие исторической науки Казахстана. Было издано большое количество источников и монографических исследований, прошел ряд конференций по проблемам истории республики. Важным событием стало опубликование в 1999 г. работы Н.А.Назарбаева «В потоке истории», где исторический процесс рассматривается в контексте развития национального духа, национальной идеи и обозначены проблемы формирования национальной и государственной идентичности.

Таким образом, история Казахстана как самостоятельная дисциплина занимает почетное место в учебном плане подготовки специалистов высшей квалификации. Она изучается на младших курсах и завершается сдачей студентами государственного экзамена.

Вузовский курс отечественной истории является логическим продолжением знаний, приобретенных в средней школе, и способствует формированию фундаментальной образовательной базы, вместе с другими дисциплинами, специалиста любой квалификации.

Теперь остановимся на основных периодах истории Казахстана.В последнее время учеными определены следующие основные периоды Отечественной истории.

Доисторический период– это время от выделения человека из животной среды до появления первых письменных источников о Казахстане, т.е. он охватывает более 2 млн. лет до VIII в. до н.э. Первый период существования человечества назван «доисторическим». При этом ученые руководствовались несколькими соображениями: во-первых, по их мнению, неудачен термин «первобытный строй»: «первобытный» – логически неприемлем, так как любое общество первобытно по отношению к последующему; «общинный» – подчеркивает только социальную сторону процесса. Во-вторых, слово «доистория», принятое во всем мире, употреблено, исходя из необходимости унификации исторических терминов.

Древний или протоисторический периодначинается с достоверно известных кочевых племен Казахстана и появления первых государственных образований. Эти термины приняты учеными для названия этого периода по следующим причинам. «Протоисторией» в мировой практике принято называть период, по которому имеются письменные свидетельства, однако большую часть источников составляют археологические. «Древним» этот период назван ими для большей привязанности к всемирной истории, тем более что хронологически он совпадает с античным периодом Европы и длится с VIII в. до н.э. по VІ в. н.э. Сюда входит история кочевых племен скифо-сибирского мира, древних государств усуней, кангаров (кангюй), хунну и гуннов. Древний период истории Казахстана завершается упадком этих государств.

Средневековый период начинается с образования Тюркского каганата как первого государственного образования, охватывающего всю территорию нашей республики, и заканчивается распадом Золотой Орды и образованием трех казахских государств. Этот период делится на несколько этапов.

Первый этап, с VІ по XIII вв.,характеризуется развитием двух политических центров – Жетысу и Сары-Арки. В первом сформировались такие государства, как Западно-Тюркское, Карлыкское, Караханидское, во втором – Кимакское и Кыпчакское. Формирование культуры шло в двух направлениях: в Жетысу к XIII в. складывается тюрко-мусульманская культура и огузо-карлыкские языки, в Сары-Арке продолжает развиваться кочевая культура и кыпчакский язык. Этот этап назван историками тюрко- кыпчакским.

Этап с XIII по XV вв.– время становления, расцвета и упадка Золотой Орды. Это государство, рожденное походами Чингисхана и Бату, объединило кыпчакские племена, дало им новую идеологию – чингисизм, стало одним из ведущих в мировой истории. Золотая Орда была империей, державшейся на угнетении национальных окраин – Булгара, Крыма, Руси, Хорезма. Поэтому ее распад в XV в. был закономерен. На его развалинах образовалось три государства, этническое ядро которых составляли казахи: Ногайское, Сибирское и собственно Казахское.

• Период казахских ханств делится на два этапа:

Первый – этап борьбы за объединение казахских земель, продолжавшийся с середины XV в. до конца XVI в.Это время борьбы между государствами за политическую гегемонию в степи. Постепенно Казахское ханство объединило казахские племена, и с упадком Ногайского и Сибирского государств этот этап завершается.

Следующий этап – этап единого Казахского государства, который охватывает промежуток времени с начала XVII до начала XIX в., когда под воздействием внешнеполитических и внутренних причин появляется три практически самостоятельных ханства на базе казахских жузов.

• Период борьбы за национальную независимость также делится на два этапа:

Первый этап (1731-1822 гг.)характеризуется российским протектором над казахскими ханствами. Он начинается с обострения казахско-джунгарских конфликтов и колониальной экспансии России и Китая и завершается упадком государства Абылая после его смерти в конце XVIII в.

Второй этап (1822-1868 гг.)называется «этапом колониального завоевания Казахстана Россией». В этот промежуток времени Казахстан окончательно превращается в колонию России вследствие целого ряда завоевательных походов и экспедиций. Особое место здесь занимает национально - освободительная война под руководством Кенесары Касымулы в 1837 - 1847 гг.

Период колониальной истории Казахстана состоит также из двух этапов:

Этап российского царского колониализма,заканчивающийся Февральской революцией 1917 года, изменившей форму, но не содержание колониальной политики.

Советский этап, характеризующийся конституционным закреплением суверенитета Казахстана, причем, если де-юре этот суверенитет постоянно расширялся, то де-факто республика продолжала оставаться колонией. Данный этап достаточно короткий по времени (1917-1991 гг.), но очень насыщен событиями, поэтому в его рамках можно выделить ряд подэтапов:

Казахстан в годы гражданской войны (1918-1920 гг.);

- Казахстан в годы укрепления тоталитарной системы (1921-1939 гг.);

- Казахстан в годы второй мировой войны и послевоенное время (1939 - начало 50-х гг.);

- Казахстан в 50-х - первой половине 80 - х гг.;

- Казахстан в годы кризиса и распада СССР (1985-1991 гг.).

• Последний период истории Казахстана, начавшийся с провозглашения государственной независимости, можно назвать периодом независимого Казахстана.Данный период характеризуется как переходный, со всеми присущими ему достоинствами и недостатками, идет динамичное изменение социально - экономической, политической систем. Казахстан является политически независимым, светским, демократическим, унитарным государством с либеральной экономикой, обладающим огромным потенциалом для динамичного развития.

Место эпохи палеолита в истории человечества. Памятники каменного века в Казахстане.

История казахского народа с древнейших времён и до наших дней представляет собой важнейшую часть всемирной истории. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь, полный трагических и драматических событий, борьбы с иноземными захватчиками за свою свободу и независимость, внутренними противоречиями и междоусобными войнами. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию.

Древнейший человек в своем развитии прошёл несколько последовательных этапов. В основе их лежит совершенствование техники обработки камня и связанный с этим рост производительности труда, материальной и духовной культуры.

В археологии имеется своя периодизация, согласно которой история человечества делится на эпохи камня, бронзы и железа. Каменный век делится на три периода: палеолит, мезолит, неолит. Особенностью палеолита является значительное сходство палеолитической культуры любого региона с остальными, что делает проблему периодизации очень важной. Следует сказать, что пользующаяся широкой известностью периодизация палеолита претерпела за последние годы довольно существенные изменения. Первой, самой древней эпохой палеолита признается теперь олдувайская. В связи с этим, иначе выглядит и периодизация палеолита Казахстана.

Эпоха древнего каменного века - периода становления и его хозяйства - характеризуется низким уровнем производительных сил. Хозяйственная деятельность заключалась в примитивном использовании готовых продуктов природы. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды и ягоды и охотился на диких животных. Взаимоотношения людей строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда и были по своему характеру коллективистскими.

Становление человека (антропогенез).С наступлением ледникового периода, три с половиной миллиона лет назад, холод сковал огромное пространство воды в виде льда. Количество осадков резко уменьшилось, и тропические леса стали уступать место степям и саваннам. Часть обитавших в лесах обезьян-дриопитеков стала приспосабливаться к существованию на открытой местности.

Хождение на двух ногах гоминидам освободило руки, и позволило перейти к изготовлению и регулярному использованию орудий труда. Размеры клыков уменьшились, вероятно, вследствие того, что орудия все более заменяли зубы, выполняя их функции. Изготовление орудий и прямохождение стимулировали развитие головного мозга. Охота на крупную дичь саванн, дающую много мяса, привела к тому, что целые группы гоминид стали делиться запасами пищи на стоянках, где совместная деятельность способствовала взаимному общению, горизонтальному - между индивидами и вертикальному - между поколениями.

В процессе эволюции более важную роль стал играть интеллект, теперь выживаемость гоминид стала больше зависеть от мозга, а не от мускульной силы или скорости ног.

Прямохождение - основная черта, отличающая человеческую трибу (подсемейство) от обезьян. В нее входит два рода: австралопитек и человек.

Австралопитек (южная обезьяна) появился в Африке четыре миллиона лет назад, одновременно возникло три - четыре вида. Около двух миллионов лет назад от одного из них появился вид рода Хомо (человек). Тело австралопитека было покрыто волосяным покровом, одни из них были хрупкого телосложения и не больше шимпанзе по размерам, другие имели мускулистое тело и по размерам приближались к современному человеку. В отличие от человекообразных обезьян нижние конечности австралопитеков были длиннее передних и явно приспособлены для прямохождения.

Первый известный вид рода Хомо - хомо хабилис - человек умелый. Он произошел от одной из групп австралопитеков 2-1,5 млн. лет назад. Рост его был не более 1,5 м., лицо имело архаичную форму, развитый надбровный валик, плоский нос, выдающиеся вперед челюсти. В отличие от австралопитека человек умелый обладал более развитым мозгом, в котором уже выделялся речевой центр.

Человек умелый занимался изготовлением несложных орудий, строил укрытия, охотился на крупную и мелкую дичь.

Следующей ступенью развития человека был хомо эректус - человек прямоходящий, живший от 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Появились хомо эректус в Африке, и их отдельные группы стали распространяться по всему Старому свету – в Европу, Восточную Азию (синантроп), Юго-Восточную Азию (явантроп).

Человек прямоходящий имел более крупный мозг и тело по сравнению со своим вероятным предком, человеком умелым. Более развитый мозг позволил прямоходящему человеку освоить изготовление своеобразного типа каменных орудий – рубил и чопперов. Эти виды человека объединяются как архантропы или ранние люди.

Ранний человек был слабее крупных хищников, не имел такого естественного оружия, как когти и клыки. Однако ранние гоминиды научились компенсировать эти недостатки при помощи изготовления и применения орудий труда. Первыми орудиями были осколки костей, острые палки и грубо обработанные камни. Камень оказался долговечнее других материалов и с 2,5 млн. лет назад до 5 тысячелетия до н. э. он доминировал в человеческой технике. Этот период археологи называют каменным веком, который разделяется на два периода – палеолит(древнекаменный) и неолит (новокаменный). Переходный между ними период называется мезолитом (среднекаменный век). Палеолит в свою очередь делится на нижний (2 млн. - 40 тыс. лет назад) и верхний (40-12 тыс. лет назад). Последний этап каменного века, когда уже появляются первые орудия труда из металла, называется энеолитом - меднокаменным веком.

Палеолит.Первыми орудиями древнекаменного века были универсальные ударно-рубящие ручные рубила, изготовленные из цельных камней. Они были грубой формы и почти не имели следов обработки. Эти древнейшие орудия относятся к шелльской культуре и изготовлялись, видимо, еще австралопитеками.

В более позднее время встречаются рубила с более тщательной отделкой. Кроме того, появляется дифференциация орудий. Человек стал делать скребки, каменные ножи, остроконечники. Существовало два способа изготовления орудий. При первом от заготовки отбивались отщепы, которые путем последующей обработки превращались в необходимые орудия. Эта культура получила название «ашельской». Кроме каменных орудий, прямоходящий человек изготовлял орудия из кости и дерева.

Ученым долгое время не удавалось обнаружить на территории Казахстана следов каменного века, что привело к ошибочному мнению о позднем заселении человеком территории нашей страны. Однако последние данные археологии констатируют появление человека на территории Казахстана еще в ашельский период. Памятники этой эпохи, оставленные человеком прямоходящим, обнаружены в Южном Казахстане, в районе хребта Каратау. Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь. В данный момент в Казахстане известны две зоны палеолитических культур: в Южном Казахстане и Сарыарке. Эти зоны различаются техникой обработки камня и материалом, применяемыми для изготовления орудий. В целом, в Северном и Центральном Казахстане эволюция технологии шла быстрее, чем на юге, где очень долго применялись архаичнее орудия типа ручных рубил.

Средний палеолит.300 тыс. лет назад хомо эректус стал превращаться в человека вполне современного типа. Но темпы эволюции были различными в разных регионах, что зависело от таких факторов, как мутация, миграция и изоляция отдельных групп. Несмотря на различия, палеоантропологи относят большинство человеческих останков позднего ледникового периода к одному виду, считая их архаичными формами хомо сапиенс - человека разумного.

Хомо сапиенс или неандерталецполучил свое название по ископаемым останкам, найденным в Германии в долине Неандерталь. Этот подвид произошел от архаичной формы около 200 тыс. лет назад. Классические неандертальцы были невысокого роста, плоского телосложения, имели очень развитый по сравнению с предшествующими формами мозг. В науке неандертальцев называют также палеоантропами или древними людьми.

Вполне современный человек - подвид хомо сапиенс - сформировался на огромной территории Евразии 40 тыс. лет назад. Некоторые ученые считают, что современный человек появился на одном континенте (скорее всего в Африке), а потом расселился на остальных, вытеснив неандертальцев. Это моноцентрическая теория возникновения человека. Другие ученые доказывают, что архаичные местные формы превратились в подвид хомо сапиенс независимо друг от друга. Компромиссная теория утверждает, что современный человек появился в одном месте, но его скрещивание с боле древними местными формами привело к возникновению современных рас.

100 тысяч лет назад появилась новая палеолитическая культураобработки камня – мустьерская, выработанная подвидом человека разумного - неандертальца. В целом, эта культура развивалась на основе прежней, ашельской, но орудия более специализировались, улучшилось качество обработки камня.

Так, длина режущего камня у неандертальцев была в пять раз больше, чем у прямоходящего человека из того же количества материалов.

Следы старых очагов говорят о том, что неандертальцы обогревали свои жилища, пещеры, сжигая дрова и кости. Если прямоходящий человек пользовался огнем естественного происхождения (от удара молнии, самовозгорания) постоянно поддерживая его, то неандерталец научился добывать огонь, высекая искры. Человек разумный начал изготавливать одежду из шкур убитых животных, пользуясь каменными ножами для застройки и сшивая шкуры сухожилиями.

Верхний палеолит на территории Казахстана.С появлением современных людей палеолит вступил в новую стадию развития – верхний палеолит. Как и раньше, преобладают каменные орудия, но их круг значительно расширился по сравнению с прежними периодами. Человек изготавливал ножи, пилы, наконечники копий, сверла, молотки, резцы. Длина режущего края из равного количества камня у современного человека увеличилась в 12 раз по сравнению с неандертальскими орудиями.

В верхнем палеолите человек заселил всю территорию Казахстана. В этот период выделяется третья зона культуры - Восточный Казахстан, органически связанный с Южной Сибирью и Алтаем. Исследованы стоянки доисторического человека в Центральном Казахстане (Карабас 3, Батпак 7, Ангренсор 2); Восточном (Новоникольское); Южном (Ащысай, Усык тас, Соркуль).

Мезолит и неолит.Мезолит датируется приблизительно 12 тыс. лет до н.э. Эпоху неолита разные народы переживали в разное время. В Казахстане эта эпоха занимала период 5-3 тыс. до н.э.

Особенно важным периодом в жизни человека был мезолит, ознаменованный двумя крупными событиями – изобретением лука и стрел и появлением микролитической технологии обработки камня. Микролиты - миниатюрные пластины - вставлялись в продольные пазы костяных и деревянных орудий и представляли собой режущий край. Такие орудия были более просты в изготовлении и обладали лучшим качеством, чем цельные.

Неолит – время расцвета каменной индустрии.Появляются новые технологические приемы обработки камня – пиление, сверление, шлифование, кроме того изобретена керамика. Неолитической революцией называют процесс перехода от потребляющего хозяйства к производящему – скотоводству и земледелию. Это способствовало огромному скачку в развитии человеческой культуры, дальнейшая история экономической жизни есть процесс усовершенствования этих двух областей производственной деятельности человека.

Неолитические памятники Казахстана. В эпоху неолита в Казахстане появляется несколько локальных групп памятников, возможно, соответствующих племенным образованиям. Южный Казахстан был северной периферией среднеазиатской кельтиминарской культуры. Кельтиминарцы освоили ручную лепку глиняных сосудов, имевших круглое дно и окрашенных красной краской. Часто верхняя часть сосуда украшалась орнаментом в виде ямок и штрихов. Эта культура исследована на материалах пещеры Караунгур в Каратау.

В Северном Казахстане выделены две неолитические культуры – атбасарская и маханджарская. Носители атбасарской культуры населяли степное Приишимье и северозападную часть казахского мелкосопочника и занимались преимущественно охотой. Наиболее исследованные памятники этой культуры – Виноградовка - 2, Тельмана. Памятники маханджарской культуры сконцентрированы в долине Торгая и Тобола. Это стоянки Маханджар, Дузбай и Алкау.

В Западном Казахстане неолит представлен стоянками оюклинской и тюлузской культуры. Оюклинские памятники, относящиеся к VI-V тыс. до н.э., оставлены охотниками и собирателями, населявшими Мангыстау. В V тыс. до н.э. эта культура сменилась тюлузской культурой бродячих охотников. Неолитическое население Западного Казахстана прекрасно освоило гончарное дело и прядение.

Энеолит Казахстана. В ІІІ-ІІ тысячелетии до н.э. в условиях влажного и холодного климата население Казахстана начинает переходить к производящим формам хозяйства, в частности, к скотоводству. В Северном Казахстане в этот период появляются памятники ботайской культуры – Ботай, Красный Яр, Бестамак, Соленое Озеро и др. В отличие от предыдущей эпохи, население живет в больших поселениях. Так, на поселении Ботай отмечено до 158 жилищ, расположенных кварталами линейно-сотовой планировки. Ботайцы занимались оседлым коневодством и охотой, распространено было рыболовство. Особенностью ботайской культуры было полное отсутствие овец, что объяснялось, по-видимому, религиозными запретами.

Близки к ботайской культуре Казахстана и памятники суртандинскойкультуры Южного Урала, хвалынской культуры Поволжья, афанасьевскойкультуры Алтая и усть-нарымской – Восточного Казахстана. Очевидно, эта близость была обусловлена культурной и этнической общностью племен, населявших эти регионы. Уже в тот период на территории степной Евразии начал формироваться единый этнокультурный массив, ставший основой особой степной цивилизации.

Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным её этапом было первобытное стадо - объединение для совместной защиты и нападения, а также охоты и собирательства. Это дородовое специальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношений, отсутствием общественно-домашнего хозяйства, в то же время - ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей.

Первобытное стадо соответствует наиболее раннему периоду нижнего палеолита – ашельскому. В ашельское время постепенно вызревают предпосылки нового социального организма первобытной общины. А в эпоху мустье уже существует оседлость, естественное разделение труда по полу и возрасту, а также возникают начальные формы общины.

Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характеризуется новой гранью – сложением зрелых форм первобытнородовой общины. Этот качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа.

Зарождение духовной культуры. Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным.

Захоронения, зачатки искусства говорят о том, что уже неандерталец был способен к абстрактному мышлению, обладая самосознанием, индивидуальным и общественным. Погребение умерших сопровождалось обрядом: тело хоронилось в специально вырытых ямах в позе спящего человека, в могилу опускались каменные орудия, мясо, полевые цветы. Это свидетельствует о том, что неандерталец придавал особое значение жизни и смерти и, вероятно, задумывался о загробном существовании.

Существовали у них и другие ритуалы, в частности, охотничьи. Так, во многих пещерах найдены аккуратно сложенные черепа медведей и других животных, использовавшихся в ритуальных целях. В это же время начинает зарождаться искусство в виде костяных амулетов, схематических рисунков.

Возникновение искусства и религии. Подлинного расцвета доисторическое искусство достигает с появлением современного человека. Круг произведений был широк: гравюры животных и людей, глиняные и костяные скульптуры и рельефы, рисунки охрой и древесным углем. При изображении животных древние мастера достигли удивительного реализма. В то же время идет схематизация рисунков, вплоть до превращения в символы.

Усложнился и похоронный обряд. Мертвых часто посыпали красной охрой, символизирующей кровь и жизнь, отдельные погребения сопровождались богатыми украшениями в виде бус. В могилу помещались орудия труда, оружие, ритуальная еда.

Эпоха современного человека – время развития языка, рационального знания, религии. В языке человека начинают появляться абстрактные, обобщенные понятия, что было очень важно для накопления и обмена информацией. Постепенно накапливаются знания по географии, зоологии, медицине. Получают распространение ранние формы религии - магия, анимизм, тотемизм, фетишизм.

С переходом к производящему хозяйству, накоплением положительных знаний расширяется круг духовной культуры человека. Земледелие стимулировало рост знаний по агротехнике и ботанике, скотоводство – по селекции и зоологии. Потребности производства ведут к появлению математических знаний и счетных систем. Получает распространение пиктография – рисуночное письмо. В изобразительном искусстве продолжается переход к условности и символизации изображения, что ведет к появлению орнамента.

Эпоха бронзы– время распада эгалитарного общества, характеризуется становлением религии с особыми служителями культа – жрецами. Переход к патриархальному обществу и племенному устройству повлек за собой возникновение культов покровителей племени, прародителей и духов предков. В то же время появляются культы покровителей земледелия и скотоводства, обретающих образы богов.

Развитие ремесла стимулирует расцвет прикладного искусства – ювелирного, ковроткачества, гончарного. Появляются художественная чеканка, гравировка, инкрустация драгоценными камнями.

Апогеем духовного развития доисторического общества было изобретение письменности. Это происходило путем постепенной трансформации пиктографического письма в иероглифическое, а затем и в буквенное. С появлением письменности, первоначально в Шумере, Египте, Китае, а затем и в других странах, эпоха доистории завершается.

В эпоху неолитав Казахстане образуется несколько локальных групп памятников, возможно, соответствующим племенным образованиям. Южный Казахстан был северной периферией среднеазиатской кельтиминарской культуры. Кельтиминарцы освоили ручную лепку глиняных сосудов, имевших круглое дно и окрашенных красной краской. Часто верхняя часть сосуда украшалась орнаментом в виде ямок и штрихов. Эта культура исследована на материалах пещеры Караунгур в Каратау.

В Северном Казахстане выделено две неолитические культуры – атбасарская и маханджарская. В Западном Казахстане неолит представлен стоянками оюклинской и тюлузской культуры. Оюклинские памятники, относящиеся к VI - V тыс. до н.э. были оставлены охотниками и собирателями, населявшими Мангыстау. В V тыс. до н.э. эта культура сменилась тюлузской культурой бродячих охотников. Неолитическое население Западного Казахстана прекрасно освоило гончарное дело и прядение.

Праобщина. Доистория человека есть период становления и развития эгалитарного общества, характеризующегося присваивающим хозяйством и уравнительным распределением. Общество этого периода социально однородно. Существует только половозрастная дифференциация. На заключительных этапах доисторической эпохи в недрах эгалитарного рождается стратифицированное общество, основанное на производящем хозяйстве и наличии социальных групп с неравным статусом. Дальнейшая эволюция стратифицированного общества ведет к возникновению государства.

Однако человеческое общество не появилось сразу. Ему предшествовал длительный период превращения из стада человекообразных обезьян – эпоха праобщества. Основной формой организации в это время была праобщина, называемая также часто «первобытным человеческим стадом».

Праобщина возникла с появлением человеческой трибы (австралопитеков и человека прямоходящего). Она представляла собой небольшую группу, имевшую определенную кормовую территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, состоящих из одного мужчины и нескольких женщин. Взрослые мужчины и юноши составляли одну группу, дети и женщины - другую. Анализ археологических и этнографических материалов позволил ученым обоснованно утверждать о численности праобщин в 50 - 60 индивидов. Причем социальное начало прослеживается в этот период в основном только в производственной сфере, сфере добычи и распределения пищи, не распространяясь на другие сферы жизни. В связи с тем, что в ту эпоху весь общественный продукт являлся жизнеобеспечивающим, возможной формой распределения становится его уравнительная форма, т.е. ни о каком социальном неравенстве речи идти не может. В этих условиях нет необходимости и в существовании особых отношений власти – подчинения, все конфликтные ситуации внутри праобщины разрешаются на уровне биологических отношений доминирования.

Эпоха неандертальцев ознаменовалась полным утверждением уравнительной формы распределения общественного продукта, более того, общественные, небиологические отношения начинают распространяться на все сферы жизни человека.

Резкий перелом в формировании социальных отношений произошел при появлении человека современного типа. В этот период происходит полное вытеснение всех зоологических отношений в праобщине социальными, возникают ранние формы брака и, как следствие – экзогамия (запрет на браки внутри группы) и родовая община. Последняя представляла собой коллектив кровных родственников с общей собственностью на землю (охотничьи угодья) и общественный продукт и характеризовалась отсутствием социального неравенства. Конечно, община делилась на определенные группы, но это было скорее половозрастное деление на мужчин, женщин и детей. Переход из детской группы во взрослую сопровождался особым ритуалом – инициацией.

Все важные дела общины решались на собрании взрослых мужчин, из среды общинников выделялись шаманы, специализирующиеся на осуществлении ритуально-магических действий, вожди – руководители воинов во время столкновений с соседними общинами. Все отношения внутри общины регулировались обычаями и системой запретов – табу. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины – наиболее умудренные опытом члены рода, следившие за производственной деятельностью, совершавшие церемонии, улаживавшие споры. Таким образом, отличительной чертой человеческого общества доисторического периода было господство социально однородного эгалитарного общества.