avangard-pressa.ru

Место экологии человека в системе наук 4 - Экология

Примером экологических законов могут служить широко цити­руемые в различных изданиях четыре закона экологии известного американского биолога Барри Коммонера. Законы эти на первый взгляд очень просты: 1) все связано со всем; 2) все должно куда-то деваться; 3) природа знает лучше; 4) ничто не дается даром. По сути дела, это даже не законы, а аксиомы, т.е. положения, прини­маемые без логического доказательства в силу непосредственной


убедительности. Но за видимой простотой этих положений скрыт

глубокий смысл.

В книге Б.Коммонера «Замыкающийся круг» (1974) выдвину­тые им законы достаточно подробно комментируются. В 1971 г., когда книга вышла в Нью-Йорке, комментарии, видимо, были необходимы, но сегодня — треть века спустя, — мы воспринима­ем их как афоризмы и практически мало нуждаемся в их объясне­нии. Хотя, конечно, глубинная сущность этих законов полностью раскрывается только при их профессиональном анализе.

В начале 90-х годов XX в. Н.Ф.Реймерс собрал и обобщил сто двадцать девять теорем и два десятка следствий, имеющих отноше­ние к проблемам экологии. Сходную работу проделал и И. И. Дедю в «Экологическом энциклопедическом словаре» (1989). Некоторые законы, приведенные в работах Н.Ф.Реймерса, имеют непосред­ственное отношение к антропоэкологии.

Закон бумеранга, или Закон обратной связи взаимодействия человек—биосфера П.Дансеро (четвертый закон Б.Коммонера — «ничто не дается даром») констатирует постоянную обратную связь между природой и человеком. Исторические изменения связей между природой и человеком приводили к одновременным пере­менам в природе и формах хозяйства: формы хозяйства менялись вследствие тех затруднений, которые проистекали от перемен в природе. В свою очередь перемены в хозяйстве вызывали цепные реакции в природе. По Б.Коммонеру, «...глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения: все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возвращено. Платежа по это­му векселю нельзя избежать; он может быть только отсрочен».

Правило демографического {технико-социально-экономического) насыщения утверждает, что в глобальной или регионально изоли­рованной совокупности количество народонаселения всегда соот­ветствует максимальной возможности поддержания его жизне­деятельности, включая все аспекты сложившихся потребностей человека. Фактически это означает максимальное «давление жиз­ни» и давление среды жизни, что соответствует закону ограни­ченного роста. Однако человечество создает давление на среду не столько биологически, сколько техногенно. Вместо демографи­ческого насыщения как такового возникает насыщение разруши­тельной техникой.

Правило ускорения исторического развития сводится к следу­ющему: чем стремительнее под воздействием антропогенных при­чин изменяется среда обитания человека и условия ведения им хозяйства, тем скорее по принципу обратной связи происходит перемена в социально-экологических свойствах человека, эконо­мическом и техническом развитии общества (знак процесса мо-

лсет быть положительным и отрицательным). Поскольку произво­дительные силы общества опосредуют связь между природой и обществом, а антропогенные воздействия являются движущей силой при ускорении эволюции и быстро меняют само общество, трехчленная система «природа—производительные силы —произ­водственные отношения» развивается с тенденцией к самоуско­рению процессов. В ответ на ухудшающиеся показатели среды жизни возникают механизмы, стремящиеся ее улучшить (смена поколе­ний техники, ресурсосберегающее наукоемкое производство, демо­графическое регулирование).

В свое время В.И.Вернадский прозорливо заметил: «Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это по­зволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубиться в изучаемое явление, а с другой — расширить охват его со всех точек зрения». Исследование крупных проблем или комплекса проблем пред­ставляет собой так называемое сквозное направление в науке. Антропоэкологические исследования — пример сквозного науч­ного направления, интегрирующего данные географических, ме­дицинских, биологических, экономических, социологических, политологических наук. Теории, законы и парадигмы этих наук оказали существенное влияние на формирование антропоэколо-гической аксиоматики.

Экология человека впитала многие идеи и теории из смежных научных направлений. В становлении ее теории большую роль сыг­рали крупные обобщения в области медико-биологических и гео-графо-геологических наук. Но, как и любая наука, она нуждается в собственных законах, постулатах или иных теоретических ориенти­рах, которые могли бы стать организующим началом ее теории, фактов, гипотез. В связи с этим была предпринята попытка сфор­мулировать ряд положений, раскрывающих основные антропоэко­логические закономерности. Экология человека — дисциплина слож­ная, многоаспектная, требующая от специалиста знания многих пограничных, а иногда и далеких от нее научных дисциплин. В то же время теоретические основы экологии человека можно предста­вить в виде ряда простых аксиом. На самом деле эти аксиомы осно­ваны на фундаментальных исследованиях многих наук и являются в определенной мере результатами трудов, многочисленных дис­куссий крупных ученых. Антропоэкологическая наука включает три­надцать аксиом, лежащих в основе экологии человека.

1. Человечество, с одной стороны, — биологический вид, часть природы; с другой — носитель созданной им цивилизации. Поэтому в основе его развития два главных процесса — биологическая эволюция и культурный прогресс.

В биологическом смысле человек — представитель вида Homo sapiens, семейство гоминид, отряд приматов, класс млекопита­ющих — высшая ступень развития органической жизни на Земле.


Ученые полагают, что в современном физическом облике, полу­чившем в исторической антропологии название «кроманьонец», человек появился около пятидесяти тысяч лет назад, обособив­шись от предшествовавшего ему «неандертальца», который уже умел пользоваться огнем. Ранние гоминиды (австралопитеки и др.), употреблявшие каменные орудия труда, появились несколько миллионов лет назад. От человекообразных обезьян и ранних го-минид он отличался развитым мышлением, способным к абст­ракциям, развитой речью и эквивалентной ей знаковой системой коммуникации, способностью делать разнообразные орудия труда. В отличие от животных человек сохраняет свои основные видо­вые морфофункциональные характеристики независимо от при­родных условий. Человека биологического изучают многие дисцип­лины, в том числе анатомия, физиология, генетика, морфофунк-циональная антропология, биология человека.

Другие дисциплины (история, социология, экономика, этно­графия, демография) изучают человека социального как участника общественно-исторического развития, творца материальной и духовной культуры на Земле. В социальном смысле человек — су­щество, возникшее в коллективе и в нем воспроизводящееся и развивающееся. Исторически сложившиеся нормы права, мора­ли, быта, языка, эстетические вкусы, способ мышления форми­руют поведение и разум человека, делают из него представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Человек — единица различных групп и общностей, в том числе этносов, государств, где он выступает как индивид. Признанные в между­народных организациях и в законодательстве государств «права человека» есть, прежде всего, права личности.

Обособленное изучение двух различных ипостасей человека — биологической и социальной — удобны в методическом отноше­нии: они позволяют выделить наиболее важные для данной науки особенности человека. Но для некоторых системных дисциплин важна именно двуединая сущность человека. Так, базой исследо­вания основных закономерностей экологии человека и эволюции человеческого рода служит твердое понимание того, что человек — биосоциальное существо, генетически связанное с другими фор­мами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами.

Жизнедеятельность человека обусловлена как биологическими процессами в его организме, его анатомией и физиологией, так и навыками, полученными при общении с другими людьми (обу­чение, совместный труд, отношения в семье), т.е. в процессе со­циализации. Важную роль в его биосоциальной эволюции имеет тот факт, что человек в ходе индивидуального развития опирает­ся на свои генетические особенности, на присущие ему способ-

ности к усвоению языков и т.д. Из понимания биосоциальной сущности человека следует понимание и всех остальных положе­ний экологии человека.

2. Главный биологический фактор физического выживания челове­ка в меняющихся условиях — адаптация. Для того чтобы не только выжить на Земле, но и заселить все ее экологические ниши (от экваториальных влажных лесов и пустынь до арктических тундр и суровых высокогорий), человеческие общности вынуждены были адаптироваться к новым условиям.

Биологическая адаптация — эволюционно возникшее приспо­собление человека к условиям среды, выражающееся в изменении внешних и внутренних особенностей организма под воздействием меняющихся условий среды. В процессе приспособления организма к новым условиям выделяют два процесса — фенотипическую (или индивидуальную) адаптацию и генотипическую, осуществляемую путем естественного отбора полезных для выживания человеческих общностей признаков. При фенотипической адаптации организм непосредственно реагирует на новую среду, что выражается в ком­пенсаторных физиологических изменениях, которые помогают орга­низму сохранить в новых условиях равновесие со средой. Когда че-, ловек возвращается к прежним условиям существования, компен­саторные физиологические изменения исчезают.

При генотипической адаптации в организме происходят глу­бокие морфофизиологические сдвиги, которые передаются по наследству и закрепляются в генотипе в качестве новых наслед­ственных характеристик популяций, этнических групп и рас. В ка­честве примеров наследственно закрепленных признаков можно назвать многие особенности строения тела, большинство из кото­рых стали признаками определенных рас или групп населения. Широкая грудная клетка с сильно развитыми легкими позволяет жителям высокогорий компенсировать сниженное атмосферное давление и недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе. В холод­ных районах планеты у коренного населения массивное туловище и относительно короткие конечности, что является биологически выгодным в условиях низких температур и сильных ветров. У оби­тателей тропических равнин черный цвет кожи и плотный воло­сяной покров на голове, которые предохраняют их от воздействия солнечных лучей. У жителей сухих степей и пустынь сформировал­ся узкий разрез глаз.

Уменьшение приспособительных возможностей организма пред­ставляет одновременно и снижение уровня здоровья. Истощение по тем или иным причинам механизмов адаптации делает весьма проблематичным нормальное существование людей и даже их выживание. Проблемы адаптации встают особенно остро при освоении пионерных районов и переселении туда людей с терри­торий, контрастных по природным условиям.

3. Социализация каждого человека — единственная возможность обеспечить жизнеспособность любой общности людей. Люди — су­щества социально организованные. Совместными усилиями чело­веческие общности смогли не только сохранить себя на Земле, но и создать высоко развитые цивилизации. Совместное существова­ние с другими людьми и их осмысленная деятельность возможны для человека только тогда, когда он разделяет главные принципы жизнеустройства своей общины, рода, племени, этноса. Любой человек в быту, труде, на отдыхе, в семейных отношениях, при­верженный религиозным догмам, испытывающий политические пристрастия, соответствует определенным стереотипам, сложив­шимся в той группе или той общности людей, к которой он при­надлежит. Для того чтобы занять свое место в любом обществе, человек должен пройти социализацию.

Социализация — это процесс становления личности, обуче­ния и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образ­цов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Социализацию можно рассматривать как активное приспособле­ние индивида (группы индивидов) к социальной среде. Это при­способление проявляется в обеспечении условий, способствующих удовлетворению потребностей человека, реализации его интере­сов, достижения жизненных целей.

Социализация включает приспособление, прежде всего, к усло­виям и характеру труда, а также к характеру межличностных отно­шений, экологической и культурной среде, условиям проведения досуга, бытовой обстановке. Она осуществляется как в ходе целе­направленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов.

Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельность, общение, самосознание. В деятельности человека осуществляется как расширение ее ви­дов, так и выделение в каждом из видов главного, его осмысле­ние и т.д. При общении людей происходит расширение круга зна­комых, обогащение содержания общения, углубление познания окружающих, развитие соответствующих навыков. В сфере само­сознания осуществляется формирование образа собственного «я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей соци­альной принадлежности, социальной роли, формирование само­оценки и пр.

В любой общности людей социализация человека начинается с его рождения и продолжается практически всю жизнь. Ее можно разделить на три стадии: дотрудовая (охватывающая период жиз­ни человека до начала трудовой деятельности и включающая ран­нее детство и период обучения), трудовая (условные границы — период зрелости человека, его активного участия в трудовой дея­тельности) и послетрудовая, которая относится к периоду старо-

сТи человека, и наши дни этот период совпадает-, как правило, с пенсионным возрастом.

4. Человеческие общности могут существовать и развиваться
только благодаря совместной деятельности людей. Наши человеко­
образные предки и сам человек завоевывали себе место на Земле
в процессе коллективных действий, разделения обязанностей меж­
ду членами семьи, рода, племени, этноса. В одиночку выжить и
остаться человеком невозможно. Это подтверждается большим
числом примеров. Так, маленькие дети, в силу различных причин
оставшиеся на длительное время без общения с другими людьми
(например, младенцы, воспитанные животными), а затем попав­
шие снова в человеческое общество, не могли в нем жить.

Все сообщество людей и каждая человеческая группа объеди­нены общественной жизнью. Все внешне многообразные явления общественной жизни представляют, в сущности, ту или иную разновидность совместной деятельности людей. При этом деятель­ность определяется как специфически человеческая форма актив­ного отношения к окружающему миру. Она направлена на осмыс­ление, изменение и преобразование окружающей действительно­сти. Обычно выделяют четыре формы совместной деятельности — материальную, духовную, управленческую и обслуживающую (или гуманитарную).

5. Накопление и распространение хозяйственно-культурной инфор­
мации — непременное условие развития человечества. Вся история
цивилизации — череда гениальных открытий, изобретений, ин­
теллектуальных прорывов. Справедливо замечено, что изобрета­
тель колеса был не менее талантлив, чем изобретатель парового
двигателя. Люди изобрели охотничий лук и поворотный гарпун,
соху и плуг, парус и ветряную мельницу, ткацкий и книгопечат­
ный станки, паровой двигатель и т.д. Они научились добывать и
обрабатывать металлы, использовать силу текущей воды, построили
плотины и каналы для орошения засушливых земель, создали ве­
ликие произведения архитектуры и изобразительного искусства,
открыли законы природы. В обществе возникли религиозные уче­
ния и философские концепции.

Все эти достижения человеческого гения первоначально при­надлежали отдельным людям, потом сведения о них, а также о материальных объектах (керамических изделиях, оружии, сель­скохозяйственных культурах и пр.) постепенно распространялись по всей планете. Особенно наглядно этот процесс можно просле­дить на примере распространения сельскохозяйственных культур. Огромную работу проделал Н.И.Вавилов, изучая центры проис­хождения и пути распространения культурных растений.

Овладение людьми наиболее совершенными навыками трудо­вой деятельности, использование орудий труда и оружия, предме­тов домашнего обихода, домашних животных — все это примеры


передачи и получения хозяйственно-культурной информации. Да­леко не всегда необходимые сведения получались легко и просто. Часто необходимая информация добывалась и передавалась с опас­ностью для жизни. Как авантюрный роман выглядит история по­лучения в Европе секрета китайского фарфора или похищения шелковичного червя. Тем не менее совершенно очевидно, что для успешного развития хозяйства и совместного существования люди должны постоянно общаться, а также использовать знания, уме­ния, навыки дальних и ближних соседей. Прогресс в хозяйственно-культурной деятельности людей возможен только благодаря накоп­лению и распространению информации сначала внутри одной об­щности, постепенно распространяющейся среди других групп населения. Успеха достигают те общности людей, которые живут в едином информационном поле с остальным человечеством.

6. Антропоэкологический прогресс — это постоянно происходящее взаимодействие человеческих общностей с окружающей средой и по­следовательная смена результатов этого взаимодействия с момен­та появления человека на Земле. Природные условия были важ­нейшим фактором формирования современного человека. Около 2 млн лет назад изменения климата в сторону его иссушения при­вели к сокращению (почти до полного исчезновения) лесов и распространению степей и саванн на значительных пространствах тропических областей. В этой связи у предков человека, вся жизнь которых была связана с тропическим лесом, в ряде районов Тро­пической Африки оказались нарушенными самые главные эколо­гические связи. Вместо лазания у них начала вырабатываться но­вая система передвижения — бипедализм, т.е. ходьба и бег только на двух ногах, а также появилась необходимость в отыскании но­вых видов пищи, свойственных степям и саваннам. Предок чело­века встал на ноги и освободил передние конечности. С вынуж­денным переходом от сбора растительных плодов к охоте на ди­ких животных, вероятно, появилась необходимость в изготовлении каменных орудий. Следующим шагом на эволюционной лестнице было совершенствование обработки камня, использование огня от природных источников, а потом и получение огня. Далее про­цесс взаимодействия человека с окружающей средой расширял­ся и становился всеобъемлющим. Таким образом, можно сделать вывод, что человечество на протяжении всего периода своего становления, заселения планеты и продвижения к вершинам со­временной цивилизации постоянно находится под воздействием совокупности факторов окружающей среды.

Не только природные условия влияли на человека, но и он сам активно воздействовал на природное окружение. В результа­те создалась новая, искусственная среда обитания, которая в свою очередь существенно повлияла на различные стороны жизнедея­тельности человека.

Влияние внешних факторов на человеческие общности вызы­вает формирование определенного демографического поведения и уровня здоровья. В свою очередь, в человеческих общностях воз­никают ответные реакции на этот процесс. Находясь под влияни­ем окружающей среды, люди сами активно воздействуют на нее, что приводит к ее трансформации.

Изложенное выше позволяет определить одно из важнейших понятий экологии человека — антропоэкологический процесс. Его суть составляют взаимодействие людей с окружающей средой и результаты этого взаимодействия. Он возник в далеком прошлом и продолжался на протяжении всей истории земной цивилизации. По мере освоения космического пространства антропоэкологи­ческий процесс захватит ближний и дальний космос. В связи с этим необходимо говорить о всеобщности и постоянстве суще­ствования антропоэкологического процесса.

7. Ускорение темпов социально-технологического развития и эко­логической напряженности — неотъемлемая особенность эволюции человечества. Эта аксиома является модификацией «правила уско­рения исторического развития» Н.Ф.Реймерса. Чем стремитель­нее под воздействием многообразной деятельности людей изме­няется среда обитания человека и условия ведения им хозяйства, тем быстрее происходят перемены в социальной, демографиче­ской, профессиональной структуре и санологических свойствах человеческих общностей, экономическом и техническом разви­тии общества.

Вспомним, что наиболее древний предок человека, научив­шийся изготовлять примитивные каменные орудия, появился на Земле около 2—2,5 млн лет назад, огонь от естественных источ­ников люди стали использовать около 200 тыс. лет назад, а сами люди научились получать огонь около 50 тыс. лет назад. Эпоха примитивного земледелия и скотоводства (неолит) заняла около 10 тыс. лет. Каждый этап овладения все новыми силами природы и создание все более совершенных средств производства был значи­тельно короче предыдущего. Использование мускульной силы ра­бов, а потом и домашних животных продолжалось около 5 тыс. лет. Потом появились ветряные и водяные двигатели и они определя­ли характер производства. Господство парового двигателя продол­жалось 150—200 лет. Эра двигателя внутреннего сгорания насчиты­вает менее 100 лет. Электроэнергия широко вошла в производство и быт более 70 лет назад. Около 50 лет прошло с начала использо­вания атомной энергии в мирных целях, что во многом изменило производство, экономику и, главное, психологию людей. В 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли (ИСЗ), а се­годня невозможно представить мир без спутниковой связи, кос­мической съемки земной поверхности, космических систем спа­сения людей, космической геодезии и т.д. Три десятилетия назад


45

началась широкая компьютеризация общества, и всего несколько лет большое число людей стали использовать Интернет.

Любые технологические нововведения не только облегчают жизнь людей и служат «двигателями прогресса», но и оказывают мощное, подчас негативное воздействие на природную среду и на человека. Развитие скотоводства в Средиземноморье уже в древ­ние времена стало причиной гибели лесов в этом регионе. Вы­плавка металла также была сопряжена с уничтожением лесов для получения древесного угля. Тепловая энергетика и автомобиль­ный транспорт служат источником загрязнения окружающей сре­ды окислами серы, азота, углерода и пр. Использование атомной энергии сопровождается ядерными авариями, накоплением радио­активных отходов. Запуск технологических объектов в космическое пространство приводит к загрязнению обширных территорий вы­сокотоксичными остатками ракетного топлива и накоплению в околоземном пространстве космического мусора. Неумеренное пользование компьютерами и сотовой связью становится факто­ром риска для здоровья людей, особенно детей.

Скорость изменения среды обитания человека и самого чело­века непрерывно нарастает, при этом увеличиваются темпы на­копления негативных явлений в окружающей среде, на которые общество должно реагировать, нейтрализовать их или выводить за пределы своей жизненной среды. Велика вероятность того, что на определенном этапе социально-технологической эволюции ско­рость накопления отрицательных изменений в окружающей среде крупного региона или всей планеты превысит положительные результаты технологического развития и это приведет к регио­нальной или глобальной экологической катастрофе.

8. Научно-технический прогресс — причина роста числа факто­ров риска и их усложнения. При этом защита людей от факторов риска — источник появления новых негативных факторов.

В первобытную эпоху люди во всем зависели от капризов при­роды (холод, жара, ураганы, лесные и степные пожары, засухи, наводнения и др.) и вызываемых ими губительных последствий. Люди погибали во время стихийных бедствий. Голод и смерть были уделом охотничьих племен при изменении путей миграции про­мысловых животных. Жители сельскохозяйственных районов стра­дали в засушливые годы из-за неурожаев, падежа скота. Жители городов и целых стран становились жертвами распространения инфекционных заболеваний.

Испытывая постоянное давление внешних условий, люди на протяжении всей своей истории для уменьшения или предотвра­щения негативных воздействий факторов окружающей среды ис­кали средства защиты от них. Они строили жилища, создавали защищенные поселения, формировали устойчивые к засухе и за­морозкам агроценозы. Люди совершенствовали транспорт и энер-

гетические установки, постоянно улучшали средства связи и т.д. Можно сказать, что они формировали искусственную среду оби­тания, или «броню цивилизации».

«Броня цивилизации» не только защищает людей от факторов риска, но и, в свою очередь, ее компоненты сами формируют новые факторы риска, влияние которых необходимо непрерывно устранять или минимизировать. Развитие цивилизации требовало концентрации людей в городах, но высокая скученность населе­ния в средневековых городах способствовала распространению инфекционных заболеваний. Эпидемии чумы, сыпного тифа, на­туральной оспы уносили множество жизней. Благоприятные усло­вия жизни, бытовой комфорт, производство необходимых для жизни товаров напрямую связаны с развитием энергетики. Но теп­ловые электростанции являются одними из основных источников загрязнения среды обитания человека. Вообще современная циви­лизация немыслима без использования электроэнергии, но силь­ные электромагнитные поля представляют собой фактор риска для нормальной жизнедеятельности людей. Человек стремится быстрее преодолевать большие пространства, а в результате транспортные средства, в первую очередь автотранспорт, в больших городах ста­новятся источником токсичных выбросов, шума, травматизма.

В промышленно развитых странах, где «броня цивилизации» надежно защищает людей от природных катаклизмов, население подвергается негативным воздействиям постоянно увеличива­ющегося числа техногенных факторов. Горожане постоянно испы­тывают последствия загрязнения воздуха, воды, продуктов пита­ния, влияния радиации, электромагнитных полей, шума, вибра­ции, эмоциональных перегрузок, психологических стрессов.

Таким образом, на ранних этапах становления человечества и в регионах с примитивным хозяйством люди испытывают прес­синг природных факторов, которые становятся причинами голо­да, болезней, смерти. В промышленно развитых странах население подвергается преимущественно воздействию постоянно увеличи­вающегося числа техногенных факторов риска.

9. Одни и те же факторы окружающей среды могут влиять на жизнедеятельность людей как положительно, так и отрицательно. Происходит двоякое влияние факторов среды на людей. Сочетание природных, социально-политических, экономических, культур­ных, технологических и других элементов окружающей среды в зависимости от их характеристик и взаимодействия могут и поло­жительно, и отрицательно влиять на человеческие общности и на отдельных людей, на их физическое и психическое состояние, социальное благополучие, демографическое поведение.

Строительство ирригационных сооружений в засушливых райо­нах повышает урожаи, но оросительные каналы превращаются в места выплода кровососущих насекомых — переносчиков опасных


болезней. Другой пример, в Норильском промышленном районе на севере Красноярского края, где большую часть года господ­ствуют низкие температуры воздуха, физиологическое состояние человека чрезвычайно осложняется из-за постоянно дующих вет­ров. Поэтому сильный ветер в описанной ситуации можно рас­сматривать как фактор, крайне отрицательно влияющий на на­селение. Но Норильский промышленный район характеризуется огромным объемом техногенных выбросов в приземный слой атмосферы (1,9 млн т в год), рассеивание которых происходит только благодаря сильным ветрам. В редкие периоды со штиле­вой погодой концентрации двуокиси серы достигают 40 ПДК, концентрации других загрязнений — в 4 раза превышают санитар­но-гигиенические нормы. В этой связи понятно, что сильный ветер в Норильске становится положительным фактором. Если обратить­ся к примерам из другой сферы, например социально-психологиче­ской, то и здесь можно найти множество подтверждений этой ак­сиомы. Так, великим благом для всех людей в государстве является патриотизм его граждан, т.е. отношение народа к Родине, выра­жающееся в готовности служить ей, защищать ее от врагов. Но патриотизм доведенный до абсурда — ультранационализм, шови­низм — большое несчастье для жителей страны, позор для них.