avangard-pressa.ru

Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника - Финансы

Экономический анализ

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению курсовой работы

Специальность 080101 – Экономическая безопасность

Для студентов всех форм обучения

Квалификация - специалист

Выборг

Одобрены на заседании кафедры предпринимательства и финансов, протокол №__3__ от _19.11__2014 г.

Утверждены Методическим Советом филиала СПбГЭУ в г. Выборге, протокол №___от __________ 2014 г.

«Экономический анализ».Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 080101.65 «Экономическая безопасность».
– СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. - __ с.

Методические указания предназначены для студентов дневной и
заочной форм обучения.

Составитель: к.э.н, доцент Барейко С.Н.

Рецензент: : д-р. экон. наук, профессор Е.В.Ялунер

Оглавление

Цельи задачи дисциплины... 4

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ВЫПУСКНИКА….4

3.Цель выполнения курсовой работы………5

4. ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ курсовой работы... 5

5. Указания по выполнению курсовой работы……………………………………………………………6

5.1. Общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы………………………………………………………………….6

5.2. Требования к теоретической части
курсовой работы…………………………………………………….10

5.3. Требования к практической части
курсовой работы…………………………………………………….12

6. ТРЕБОВАНИЯ К СРОКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………………………………………..23

7.Список использованных источников…………………..24

8.ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….26

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Объектом и предметом изучения дисциплины «Экономический анализ» являются теоретические и практические основы формирования данной дисциплины как отрасли знаний. Целью изучения дисциплины является получение целостного представления об экономическом анализе хозяйственной деятельности как одной из важнейших функций управления организациями, изучение основных методов экономического анализа, возможностей их применения на разных стадиях процесса разработки и принятия управленческих решений, получение практических навыков по анализу и оценке различных направлений текущей, финансовой и инвестиционной деятельности.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ВЫПУСКНИКА

Дисциплина «Экономический анализ» является одной из дисциплин специализации «Экономическая безопасность» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 080101.65 «Экономическая безопасность».

Изучение дисциплины «Экономический анализ» базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин: «Статистика», «Экономика предприятия», «Управление рисками и угрозами экономической безопасности», «Финансы организаций (предприятий)», «Финансовый менеджмент», и др.

В результате подготовки студентов в рамках данной дисциплины предъявляются следующие требования.

Студенты должны:

а) знать:

- методы экономического анализа, которые применяются на разных этапах и направлениях комплексного анализа,

- приемы выявления и оценки резервов производства,

- направления использования результатов комплексного экономического анализа,

б) уметь:

- провести экономический анализ в организации и основных ее структурных подразделениях,

- оценить производственный потенциал организации и его использование,

- определить влияние на изменение производственного потенциала организации инвестиций и инноваций,

- выявить и обосновать условия и факторы мобилизации производственных резервов,

- определить финансовое состояние организации и тенденции его развития.

В процессе преподавания курса предусматриваются разнообразные формы и методы обучения, а именно: лекционные, семинарские и практические занятия, лабораторные работы.

Самостоятельная работа студентов включает изучение нормативных и законодательных актов, дополнительной литературы, подготовку тематических рефератов, докладов и выступлений в рамках проводимых семинаров, олимпиад, конференций.

3. Цель выполнения курсовой работы

Экономический анализ является важнейшей экономической дисциплиной, позволяющей изучать хозяйственные процессы и конечные результаты, складывающиеся под влиянием объективных и субъективных факторов.

Целями освоения учебной дисциплины «Экономический анализ » являются:

- подготовка специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в области анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности;

- овладение студентами практических навыков аналитических расчетов и поиска резервов повышения эффективности экономической деятельности;

- овладение студентами методик оценки финансовой функциональной составляющей ЭБП и способности предприятия (организации) к инновационному развитию.

В ходе анализа решаются следующие основные задачи[1]:

- повышение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что достигается за счет обстоятельного ретроспективного экономического анализа;

- объективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности выполнения установленных бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг;

- определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

- обеспечение заданной эффективности и оценка конечных финансовых результатов;

- выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;

- обоснование и проверка оптимальности управленческих решений.

При проведении анализа широко применяются различные современные методы, приемы и способы экономического анализа: способ сравнения, группировки, балансовый и графический способ, факторный анализ, корреляционно-регрессионный анализ. В последнее время все большее развитие получает прогнозный анализ, позволяющий подготовить обоснованные управленческие решения на основе оценок маржинального дохода.

Целью выполнения курсовой работы является применение теории и практических приемов осуществления анализа и освоение навыков подготовки управленческих решений на основе произведенных аналитических расчетов.

Студенты должны обратить особое внимание на тщательность и качество подготовки аналитических записок, выполняемых по результатам произведенных расчетов, как основы для подготовки и принятия управленческих решений.

4. Задачи выполнения курсовой работы

Для успешного выполнения курсовой работы студентам необходимо усвоить:

- методы, приемы и способы экономического анализа;

- задачи, основные направления, информационное обеспечение и методы:

- анализа объемов производства и реализации продукции;

- анализа использования основных производственных фондов;

- анализа себестоимости продукции;

- анализа трудовых ресурсов и фонда оплаты труда;

- анализа материальных ресурсов предприятия;

- анализа формирования, распределения и использования прибыли;

- анализа эффективности производства и управления;

- анализа инвестиционной и инновационной деятельности
предприятия;

- анализа финансового состояния предприятия;

- методы диагностики уровня и направлений развития предприятия.

5. Указания по выполнению
курсовой работы

5.1. Общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы

Курсовая работа по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» является самостоятельной творческой работой студента и направлена на развитие и закрепление навыков самостоятельной работы по сбору, систематизации, обработке и интерпретации статистической информации о деятельности предприятия.

Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической.

Рекомендуемая структура курсовой работы следующая:

Введение

1. Теоретическая часть

2. Практическая часть

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Работа выполняется по вариантам. Номер варианта для теоретической части выбирается по двум последним цифрам зачетной книжки, практическая часть работы определяется по последней цифре зачетной книжки студента. Если последняя цифра равна 0, то выбирается вариант 10.

Теоретическая и практическая часть должны иметь собственную структуру (быть разбиты на параграфы или разделы) по усмотрению студента. Список литературы должен содержать не менее 25 наименований источников не позднее 2010 года издания.

Нумерация страниц в курсовой работе сквозная. Таблицы и рисунки, расположенные на отдельных страницах, список литературы и приложения включаются в сквозную нумерацию страниц. Первой страницей является титульный лист, второй – оглавление. На страницах 1-2 номера страниц не проставляются. Первой страницей, имеющей номер (номер 3) является первая страница введения.

Каждую часть, а также введение и заключение начинают с новой страницы.

Введение и заключение не нумеруются, а все остальные разделы основной части курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию. Часть обозначается одной арабской цифрой с точкой на конце. Параграфы нумеруются в пределах каждой части. Номер параграфа состоит из двух цифр, первая из которых является номером части, а вторая – номером параграфа, разделенных точкой. После номера параграфа также ставят точку: например, 3.1. – первый параграф третьей части.

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого параграфа. Номер пункта состоит из трех цифр, соответствующих номеру части, параграфа и пункта, разделенных точками. Например, 3.1.4. – четвертый пункт первого параграфа третьей части.

Части и параграфы должны иметь краткие, соответствующие содержанию заголовки, которые выносятся в содержание. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивание и перенос слов в заголовках не допускается. Выделение заголовка производят увеличением жирности.

Теоретическая и практическая части курсовой работы должны быть иллюстрированы таблицами и наглядными материалами (схемами, графиками, диаграммами и др.). Они располагаются в тексте или выносятся на отдельную страницу. Все наглядные материалы и таблицы должны иметь заголовок и быть пронумерованы.

Нумерация таблиц и наглядных материалов осуществляется раздельно, но по сквозной для данной работы схеме.

Все иллюстрации в курсовой работе размещаются сразу после ссылки на нее в тексте, называются рисунками и обозначаются словом «Рис.». Каждый рисунок должен сопровождаться кратким названием. Название рисунка и его номер располагают под рисунком. После номера рисунка ставится точка. После пробела с заглавной буквы приводят его наименование, в конце которого точка не ставится.

Статистический материал курсовой работы оформляется в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь нумерационный и тематический заголовки, который размещают над соответствующей таблицей.

Нумерационный заголовок предназначен для того, чтобы упростить ссылку на таблицу в основном тексте. Он оформляется следующим образом:

- над тематическим заголовком с выравниванием вправо в виде слова «Таблица» с последующим номером без точки на конце (например, «Таблица 3»);

- над продолжением таблицы нумерационный заголовок оформляется в виде слов «Продолжение табл…» с последующим номером и выравнивается вправо (например, «Продолжение табл.»);

- над окончанием таблицы нумерационный заголовок оформляется в виде слов «Окончание табл.» (например, «Окончание табл.2»).

Тематический заголовок позволяет воспринимать материал таблицы без обращения к основному тексту. Он отражает содержание таблицы и оформляется следующим образом:

- на следующей строке после слова «Таблица» с заглавной буквы, причем вся конструкция горизонтально центрируется;

- тематический заголовок не ставится над продолжением и окончанием таблицы.

Ссылки на таблицы в основном тексте пояснительной записки дают в сокращенном виде (например, «табл.2»). Показатели таблицы могут иметь одинаковую размерность (единицу измерения), тогда она выносится в тематический заголовок. Если показатели имеют различную размерность, в таблицу включают отдельную графу «Единица измерения». Последние могут быть записаны в сокращенном виде, но с соблюдением действующих стандартов. Графа «№ п/п» включается в таблицу, только если в тексте должны быть ссылки на строки таблицы. Допустимо вместо отдельной графы проставлять соответствующий номер с последующей точкой непосредственно перед наименованием показателя в боковике таблицы.

Таблицы и иллюстративные материалы располагают таким образом, чтобы их можно было читать без поворота рукописи или, в крайнем случае, с поворотом по часовой стрелке.

Формулы, использованные в курсовой работе, нумеруются. Порядковый номер формулы приводится в круглых скобках справа от нее и записывается арабскими цифрами. Под формулой пишут слово «где», а затем расшифровывают ее составляющие в той последовательности, в которой они приведены в формуле. В конце формулы и в поясняющем ее тексте знаки препинания расставляются в соответствии с правилами пунктуации.

При использовании в курсовой работе цитат и мнений других авторов обязательны библиографические ссылки на источники. После упоминания литературного произведения в квадратных скобках проставляют номер, под которым это произведение значится в списке литературы, а при цитировании – также номер страницы, на которой она приведена (например, [17] или [19, с.67]).

Сведения о книгах в списке литературы должны включать: фамилию и инициалы автора, наименование книги, место издания (город), издательство, год издания, количество страниц. Сведения о статьях из журналов, сборников, научных трудов или газет указывают: автора (фамилию, инициалы), название статьи, наименование сборника, журнала (название, год, номер, страницы), по газетам (название, год, число, месяц или номер и страницу, если объем газеты более 6 страниц).

Последовательность включения источников в список литературы следующая:

- законодательные материалы РФ, решения правительства и статистические материалы;

- книги и статьи по алфавиту авторов и заглавий с учетом последующих (вторых, третьих и т.д.) букв;

- неопубликованные документы (отчеты о НИР, ТЭО, диссертации
и т.д.);

- книги и статьи, опубликованные на иностранном языке.

Нумерация источников в списке литературы должна быть сквозной.

После списка литературы представляют Приложения (таблицы, графики, схемы, исходные и другие материалы, которые были использованы при выполнении курсовой работы как вспомогательные). Приложения должны иметь последовательную нумерацию и заголовки, отражающие их содержание.

Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Каждое приложение начинают с новой страницы; в правом верхнем углу пишут слово «Приложение» с соответствующим порядковым номером (например, «Приложение 1» и т.д.).

Курсовая работа должна быть выполнена на компьютере на одной стороне белой бумаги формата А4 (210х297 мм). Шрифт - кегль 14, интервал 1,5.

Размеры полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм. При написании допускаются только общепринятые сокращения (например, тыс. руб.).

5.2. Требования к теоретической части
курсовой работы

Теоретическая часть курсовой работы должна:

- демонстрировать умение студента самостоятельно проводить анализ научных источников (монографий, статей);

- показывать умение собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию по исследуемой проблеме;

- проводить оценку накопленного отечественного и зарубежного опыта решения исследуемой проблемы;

- предусматривать взаимосвязь теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы;

- содержать определение и уточнение основных понятий и положений рассматриваемой проблемы;

- содержать выводы и рекомендации, полученные на основе проведенного анализа исследуемой проблемы.

Для написания теоретической части курсовой работы студент выбирает одну из представленных ниже тем:

1. Объекты маркетингового анализа и основные методы его проведения.

2. Анализ ассортимента продукции.

3. Анализ динамики и выполнения плана по основным показателям результата производства и продаж.

4. Анализ качества продукции.

5. Анализ ритмичности производства.

6. Анализ и оценка технической оснащенности производства.

7. Анализ эффективности использования основных производственных средств.

8. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

9. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами.

10. Обобщающие показатели затрат и себестоимости продукции.

11. Анализ общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

12. Анализ состава, динамики и структуры прибыли предприятия.

13. Анализ поведения затрат и взаимосвязь величины затрат, объема производства и прибыли. Способы расчета точки безубыточности.

14. Анализ формирования и использования чистой прибыли организации.

15. Особенности маржинального анализа.

16. Анализ рентабельности предприятия.

17. Основные показатели эффективности инвестиционных проектов.

18. Анализ инвестиционной деятельности предприятия.

19. Задачи и основные приемы анализа финансового состояния организации.

20. Сущность понятий «финансовая устойчивость», «кредитоспособность» и «инвестиционная привлекательность» предприятий.

21. Экспресс-анализ финансового состояния организации.

22. Влияние учетной политики на формирование бухгалтерского баланса.

23. Методика анализа финансовой независимости организации.

24. Анализ обеспеченности предприятия собственными источниками оборотных средств.

25. Расчет и анализ чистых активов организации.

26. Сущность понятий «ликвидность активов», «ликвидность баланса» и «ликвидность предприятия». Расчет и оценка показателей ликвидности баланса.

27. Анализ дебиторской задолженности.

28. Анализ кредиторской задолженности.

29. Анализ оборачиваемости оборотных средств предприятия. Пути ускорения оборота капитала.

30. Методы анализа потенциального банкротства предприятия.

Объем теоретической части курсовой работы – 20 стр. текста.

5.3. Требования к практической части
курсовой работы

Практическая часть курсовой работы призвана способствовать подготовке студента к написанию аналитической части дипломного проекта. Варианты исходных данных для выполнения расчетов представлены в Приложении.

Практическая часть курсовой работы содержит следующие обязательные разделы и расчеты.

5.3.1. Анализ показателей уровня обслуживания населения

Анализ показателей уровня обслуживания населения на предприятии предусматривает изучение:

1. Внедрения новых видов продукции (услуг);

2. Качества оказываемых услуг (для предприятий сферы сервиса) или качества продукции (для производственных предприятий).

Анализ внедрения новых видов продукции (услуг) студент выполняет на основе расчета коэффициента освоения новых видов услуг. Он определяется как отношение стоимости продукции (услуг), производимых (оказываемых) в данном периоде времени впервые, к стоимости общего количества продукции (услуг), оказанных данным предприятием в соответствующем периоде.

Результаты расчетов оформляются в таблице (см. табл. 1).

Таблица 1

Анализ внедрения новых видов продукции

Показатель Период 1 Период 2 Период 3 Период 4 1. Валовая продукция Исходные данные Исходные данные Исходные данные Исходные данные 2. Объем продукции, произведенной впервые Исходные данные Исходные данные Исходные данные Исходные данные 3. Коэффициент освоения новых видов изделий 4. Темп роста коэффициента освоения новых видов изделий

По результатам расчетов необходимо сделать выводы о тенденциях обновления ассортимента выпускаемой предприятием продукции (оказываемых услуг).

Анализ качества оказываемых услуг предусматривает изучение динамики изменения удельного веса стоимости услуг, по которым поступили жалобы клиентов, в общем объеме услуг. Результаты расчетов необходимо привести в таблице, наименование и форму которой студент должен разработать самостоятельно по аналогии с табл. 1. По результатам расчетов сделать содержательные выводы.

Исходные данные для анализа приведены в Приложении, табл. 1 и табл. 2.

1. Анализ объема производства и реализации продукции (услуг).

Основными задачами объема производства и реализации продукции являются:

- анализ динамики показателей валовой продукции;

- анализ структуры объема реализации продукции;

- анализ влияния факторов на выпуск продукции.

Первым этапом анализа является анализ динамики валовой продукции предприятия (организации). Для этого рассчитываются показатели цепных и базисных абсолютных приростов, цепных и базисных темпов роста и прироста. Результаты расчетов оформляются в таблице. Форма таблицы и способы расчета показателей представлены в табл. 2.

Таблица 2

Анализ динамики валовой продукции

Показатель Период 1 Период 2 Период 3 Период 4 1. Валовая продукция, тыс. руб. Исходные данные Исходные данные Исходные данные Исходные данные 2. Абсолютный прирост базисный, тыс. руб. 3. Абсолютный прирост базисный, тыс. руб. 4. Темп роста базисный, % 5. Темп роста цепной, % 6. Темп прироста базисный, % 7. Темп прироста цепной, %

По результатам расчетов необходимо построить графики динамики валовой продукции и цепных темпов ее роста, а также сделать выводы о характере динамики валовой продукции.

На втором этапе анализируется структура объема реализации продукции методом сравнения двух периодов. Форма таблицы и способы расчетов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Анализ структуры продукции (услуг)

Показатель Период 3 Период 4 Отклонение, % Тыс. руб. в % к итогу Тыс. руб. в % к итогу 1. Изделие (услуга) 1 Исходные данные Исходные данные 2. Изделие (услуга) 2 Исходные данные Исходные данные …………… ………. ………. ………. ………. ………. n. Изделие (услуга) n Исходные данные Исходные данные (n +1). Итого

После проведения расчетов результаты необходимо интерпретировать, сделав выводы об изменениях структуры продукции.

Исходные данные приведены в табл. 3. Приложения.

Третьим этапом анализа является определение влияния факторов на объем выпуска продукции (услуг). Студент должен самостоятельно построить мультипликативную модель, описывающую изменение валовой продукции за счет изменения факторов. Расчеты выполняются способами факторного анализа, например, методом цепных подстановок, абсолютных или относительных разниц. Для составления модели и расчетов используются данные табл. 4.

По результатам расчетов необходимо сделать выводы и определить факторы, наиболее значительно повлиявшие на валовую продукцию.

Исходные данные для расчетов приведены в табл.1 Приложения (валовая продукция) и в таблице 4 Приложения.

Таблица 4

Перечень, источники и способы расчета данных для факторного анализа объема выпуска продукции (услуг)

Показатель Период 3 Период 4 Отклонения +, - в процентах А 1. Валовая продукция Исходные данные Исходные данные Исходные данные Исходные данные 2. Среднесписочная численность работающих Исходные данные Исходные данные Исходные данные Исходные данные Отработано всеми работающими: Человеко-дней; Человеко-часов. Исходные данные Исходные данные Исходные данные Исходные данные Среднее число дней, отработанное одним работающим Продолжительность рабочего дня в часах Выработка одного работающего в рублях: Среднегодовая Среднедневная Среднечасовая

Факторы необходимо выбрать из перечня показателей, приведенных в табл. 4.

5.3.2. Анализ эффективности использования
основных фондов

5.3.2.1. Анализ структуры, состояния и движения основных фондов

В данном разделе курсовой работы студент должен осуществить анализ наличия и структуры основных фондов.

Для этого по данным о составе основных производственных фондов (см. табл.5 Приложения) необходимо:

- выделить основные фонды, относящиеся к пассивной части, и основные фонды, относящиеся к активной части основных фондов;

- рассчитать темпы роста стоимости пассивной и активной
частей ОПФ;

- сделать выводы о характере динамики исчисленных показателей.

Результаты расчетов оформить в виде таблиц (см. табл.5 и 6).

Таблица 5

Стоимость и состав пассивной части основных
производственных фондов

№ п/п Наименование основных фондов Стоимость ОФ (тыс. руб.) Отклонения Период 3 Период 4 +,- % 1. Здание цеха Исходные данные Исходные данные … … … … … n+1 Общая стоимость пассивной части ОПФ

По результатам расчетов необходимо сделать выводы о характере изменений в составе и общей стоимости пассивной части основных производственных фондов.

Таблица 6

Стоимость и состав активной части основных
производственных фондов

№ п/п Наименование основных фондов Стоимость ОФ (тыс. руб.) Отклонения Период 3 Период 4 +,- % 1. Машина А Исходные данные Исходные данные … … … … … n+1 Общая стоимость активной части ОПФ

По результатам расчетов необходимо сделать выводы о характере изменений в составе и общей стоимости пассивной части основных производственных фондов.

На основании данных таблиц 5 и 6 необходимо рассчитать удельный вес активной части основных производственных фондов в общей стоимости основных фондов, а также темп роста этого показателя и сделать соответствующие аналитические выводы. Наименование и форму заключительной таблицы разработать самостоятельно.

5.3.2.2. Анализ движения и состояния основных фондов

Для выполнения этого раздела курсовой работы необходимо в соответствии с исходными и расчетными данными Баланса движения и наличия основных средств (таблица 6 Приложения, показатели данной таблицы, помеченные как «расчет», студент должен рассчитать самостоятельно). Для анализа движения основных средств необходимо рассчитать следующие показатели:

- коэффициент поступления (ввода);

- коэффициент обновления;

- коэффициент выбытия основных средств;

- коэффициент замены.

Для анализа состояния основных фондов необходимо рассчитать следующие показатели:

- коэффициент годности;

- коэффициент износа.

5.3.2.3. Факторный анализ фондоотдачи

В данном разделе курсовой работы необходимо проанализировать темпы роста фондоотдачи за два периода и проанализировать влияние факторов на ее изменение на основе использования следующей модели:

F0 = Dw x Da x K x Ks x T x t x B x (1: S), (1)

где F0 - фондоотдача основных средств;

Dw - удельный вес действующего оборудования в стоимости активной части основных производственных фондов;

Da - удельный вес активной части основных производственных фондов в их общей стоимости;

К – коэффициент сменности;

Ks – коэффициент загрузки оборудования в течение смены;

Т – количество рабочих дней в периоде;

t – продолжительность одной смены;

В – среднечасовой объем продукции на единицу оборудования;

S – средняя стоимость единицы действующего оборудования.

Расчеты производить по данным периодов 3 и 4. Для использования модели необходимо подготовить данные. Источники исходных данных и способы расчета расчетных показателей приведены в таблице 7.

Таблица 7

Данные для расчета фондоотдачи

№ п/п Показатель Источник данных или расчетная формула А 1. Объем продукции, тыс. руб. Приложение, табл.1 2. Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. Приложение, табл.5 3. Стоимость активной части производственных фондов, тыс. руб. Способ расчета показан в табл. 4.2 4. Стоимость действующего оборудования, тыс. руб. Приложение, табл.7 5. Удельный вес активной части основных фондов, % Расчет должен быть произведен при выполнении задания 3.3.2.1. курсовой работы 6. Удельный вес действующего оборудования в стоимости активной части производственных фондов, % Стр.4 : стр.3 х 100% 7. Количество единиц действующего оборудования Приложение, табл.7 8. Средняя стоимость единицы действующего оборудования, тыс. руб. Стр.4 : стр. 7 9. Количество рабочих дней Расчет по данным Приложения табл. 4: стр.2.1 : стр.1 10. Количество отработанных станко-смен Приложение, табл.7 11. Коэффициент сменности Стр.10 : (стр.9 х стр.7) 12. Продолжительность одной смены, час. Расчет по данным табл.4 Приложения: стр.2.2 : стр.2.1 13. Коэффициент загрузки оборудования в течение смены Приложение, табл. П.7. 14. Полезное время работы оборудования, час. Стр.9 х стр.11 х стр.12 х стр.13 15. Среднечасовой выпуск продукции на единицу оборудования, тыс. руб. Стр.1 : стр.7 : стр.14 16. Фондоотдача действующего оборудования Формулу расчета определить самостоятельно 17. Фондоотдача основных фондов Формулу расчета определить самостоятельно

После подготовки данных необходимо провести расчеты по модели (1). При проведении расчетов возможно применение способа цепных подстановок, абсолютных или относительных разниц по выбору студента. Ход вычисление обязательно должен быть отражен в тексте курсовой работы

Результаты расчетов свести в таблицу следующего вида (см. табл. 8) и сделать аналитические выводы.

Таблица 8

Влияние факторов на фондоотдачу основных фондов

Фактор Размер влияния фактора на фондоотдачу основных фондов Удельный вес влияния, % Первый уровень влияния 1. Удельный вес активной части основных фондов Расчет по модели 2. Удельный вес действующего оборудования Расчет по модели 3. Фондоотдача действующего оборудования Расчет по модели 4. Итого Второй уровень влияния 5. Сменность работы оборудования Расчет по модели 6. Загрузка оборудования Расчет по модели 7. Производительность единицы оборудования Расчет по модели 8. Средняя цена оборудования Расчет по модели 9. Итого

5.3.3. Анализ финансового состояния предприятия

Для написания данного раздела курсовой работы необходимо использовать баланс организации и ф.2 «Отчет о финансовых результатах». Варианты данных документов приведены в Приложении.

Выбор варианта осуществляется следующим образом (табл. 9).

Таблица 9

Последняя цифра зачетной книжки Номер варианта 0-3 4-6 7-9

Студент должен описать состав и способы расчета показателей, используемых для анализа платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, а также произвести необходимые расчеты в соответствии с имеющимися исходными данными.

Рассчитанные значения необходимо сравнить с нормативными и сделать аналитические выводы. Результаты расчетов оформить в таблице 10,11.

Таблица 10

Расчет и оценка динамики показателей ликвидности

предприятия

Показатель Алгоритм расчета (код строки по форме № 1) Рекомендуемое значение Расчет показателя на начало года на конец года 1. Краткосрочные (текущие) обязательства предприятия, руб. 2. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, руб. 3. Дебиторская задолженность, руб. 4. Запасы (за вычетом расходов будущих периодов), руб. Расчетные показатели: 5. Коэффициент абсолютной ликвидности 6. Коэффициент срочной (быстрой) ликвидности 7. Коэффициент текущей ликвидности

Таблица 11

Расчет и оценка динамики показателей финансовой устойчивости предприятия

Показатель Алгоритм расчета Рекомендуемое значение Расчет показателя на начало года на конец года 1. Коэффициент автономии (коэффициент независимости) 1. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (коэффициент финансирования) 3. Коэффициент маневренности 4. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Кроме того, необходимо установить предпосылки к установлению несостоятельности (банкротства) предприятия.

На данном этапе анализа студент должен проанализировать структуру баланса предприятия и установить, существуют ли предпосылки его несостоятельности (банкротства):

- коэффициент восстановления платежеспособности;

Квос. = [К1ло + 6/Т(К1ло – К0ло)] :Кнло, (2)

где Квос. – коэффициент восстановления платежеспособности;

К1ло, К0ло - значения коэффициента текущей ликвидности на конец и начала периода соответственно;

Кнло – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности, Кнло = 2;

Т – отчетный период, мес.

- коэффициент утраты платежеспособности предприятия;

Ку = [К1ло + Ту /Т(К1ло – К0ло)]:Кнло, (3)

где Ту - период утраты платежеспособности, мес.

Коэффициент утраты платежеспособности свидетельствует о наличии реальной возможности предприятия не утратить платежеспособность. Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение меньше 1, свидетельствует о том, что предприятие в ближайшие три месяца может утратить платежеспособность.

Коэффициент восстановления платежеспособности за период, установленный равным шести месяцам, рассчитывается в том случае, если хотя бы один из коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами меньше нормативного значения. Если значения коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами больше либо равны нормативным, то рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период, установленный равным трем месяцам.

В заключении курсовой работы необходимо обобщить полученные расчетные данные, обоснованно определить основные проблемы деятельности предприятия, выявленные по результатам проведенного анализа и предложить мероприятия по разрешению выявленных проблем.