avangard-pressa.ru

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника - Педагогика

- актуальность введения учебной дисциплины;

В УК РФ 1996 г. по сравнению с его предшественником появился массив абсолютно новых норм. Их применение сопряжено со значительными затруднениями, которые испытывают дознаватели, следователи, прокуроры, судьи и адвокаты, специализирующиеся на уголовных делах и работающие в сложной криминогенной обстановке. Поэтому углубленное обучение магистрантов юридических вузов и факультетов по тематике, связанной с проблемными вопросами преступлений против интересов государственной службы - дело важное и актуальное.

- роль и место дисциплины в структуре учебного плана, связь данной учебной дисциплины с другими дисциплинами;

Данная учебная дисциплина органически связана с уголовным правом, уголовным процессом, другими отраслями права в сфере борьбы с преступностью.

Проблемные вопросы уголовной ответственности за преступления против интересов государственной службы предполагают предварительное уяснение магистрантами Теории государства и права, Уголовного права и Уголовного процесса.

Магистрант, не располагающий исходными знаниями и навыками, либо вообще уклоняется от понимания природы, целей и смысла уголовного права, либо, что еще хуже, создает себе превратное представление о нем, прежде всего в части значимости соблюдения законности.

- соответствие РП учебной дисциплины требованиям к уровню профессиональной компетенции, предъявляемым ГОС ВПО (ГОС СПО)

Учебная программа специального курса «Криминологическая характеристика преступлений против государственной службы» разработана на основе учебного плана по направлению 030900.68 «Юриспруденция» и соответствует требованиям ФГОС ВПО.

- объем и сроки изучения

Учебная дисциплина «Криминологическая характеристика преступлений против государственной службы» общим объемом 72 часа. Изучается в течение 4 семестра.

- принципы отбора содержания и организации учебного материала;

Особенностью предлагаемого спецкурса является, то что в, отличие от обычно изучаемых дисциплин, одной из основных форм его изучения является самостоятельная работа, включающая индивидуальное изучение монографий и учебных пособий по изучаемым составам преступлений против собственности, а также нормативных источников. Преподаватель в данном случае выполняет лишь функции консультанта. Поэтому рекомендуемой формой проведения занятий является лекция-диалог. Предполагающая, в первую очередь, ответы на вопросы магистрантов, придерживаясь лишь общей канвы темы.

В силу этих обстоятельств рекомендуется заранее до проведения занятия сообщать магистрантам тему будущей лекции и литературу, чтобы они на основе ее изучения, а также прохождения практики в правоохранительных органах могли бы сформулировать свои вопросы.

Для облегчения данной работы магистрантам предлагается список основной и дополнительной литературы по всем темам приведен в конце. Однако он, безусловно, не является полным, и магистранты самостоятельно могут осуществлять подбор необходимого материала. Кроме того, в рамках спецкурса возможно рассмотрение комплексных вопросов, поэтому может быть рекомендовано обращение к монографической и специализированной литературе таких дисциплин как уголовный процесс, криминалистика, судебная экспертиза, ОРД и т.д.

Предпочтение при отборе содержания дисциплины отдается изучению основ уголовного права в части касающейся преступлений против собственности.

Содержание настоящей дисциплины основано на традициях преподавания уголовного права в юридических образовательных учреждениях России.

При этом учитывается специфика предмета и его задачи, а так же достаточно высокий уровень профессиональной подготовленности магистрантов-магистров. Одна из основных особенностей спецкурса как раз состоит в том, что он изучается после усвоения программного материала по дисциплине «Уголовное право», поэтому в нем рассматриваются лишь те вопросы, которые имеют непосредственное отношение к проблемам преступления.

Вместе с тем содержание и структура курса отражают как изменения уголовного законодательства и практики его применения, происходящие в последние годы, так и перемены, происходящие в системе подготовки профессиональных юристов, включая выделения двух этапов обучения бакалавриата и магистратуры.

Общая цель дисциплины состоит в методическом обеспечении овладения обучаемыми уголовно-правовой компетенцией, т.е. знаниями и навыками, необходимыми и для сдачи соответствующих зачетов и - главное - для вступления в профессию юриста.

Дисциплина «Криминологическая характеристика преступлений против государственной службы» должна помочь магистранту-юристу научиться:

- работать с информацией, необходимой для решения практических уголовно-правовых задач, включая поиск, анализ и использование как необходимой специализированной и иной информации, так и правовых актов;

- обосновывать и отстаивать позиции по вопросам применения норм уголовного права. Именно в этой сфере деятельность юриста во многом носит оценочный характер, основывается на его практическом опыте, и в то же время она детально не регламентирована.

Дисциплина решает две основные задачи.

Первая - учебно-методическая - состоит в том, чтобы на первой ступени обучения дать возможность магистранту-юристу на основе компактно и четко изложенного материала освоить цепочку зарождения и развития составов преступлений против собственности. При этом усвоение обучающимся соответствующих уровню практикующего и востребованного на рынке труда специалиста-юриста знаний, умений и навыков позволит идти к разрешению конкретных случаев от твердого знания основных идей и положений Общей части уголовного права, от решения конкретного случая к повторению и углублению знаний теории, нормативного материала и судебной практики.

Вторая задача - учебно-практическая - заключается в овладении собственно профессиональной уголовно-правовой компетенцией, т.е. обеспечение готовности к вступлению в юридическую профессию. Для достижения этой задачи магистрантам предлагается изучение конкретных судебных решений, Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и др., а также организуется решение большого количества казусов. Профессиональный успех приходит к тем юристам, кто умеет разрабатывать правильные и убедительные позиции по самым различным спорным вопросам, которые возникают в практической деятельности следователя, судьи, адвоката, любого профессионала, так или иначе сталкивающегося с применением норм уголовного права и оценкой жизненных ситуаций с его позиций.

Работа с документами развивает у магистрантов живой интерес к изучению теории, позволяет убедиться в том, как трудно без прочных теоретических знаний решать конкретные правовые вопросы, ориентироваться в сложных ситуациях, возникающих при рассмотрении и разрешении уголовных дел. С другой стороны, анализ сформулированных правовых позиций позволяет приблизить занятия к практике, слить воедино теоретическую и практическую подготовку.

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий и самостоятельная работа магистрантов. Также использование активных и интерактивных форм обучения: беседа, дискуссии, мозговой штурм, анализ ситуаций профессиональной деятельности, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками.

- особенности изучения учебной дисциплины.

Изучение спецкурса – составная часть изучения общей магистерской программы «Государственная и муниципальная служба» и осуществляется в следующих формах:

- прослушивание лекций и участие в дискуссиях,

- написание и обсуждение рефератов,

- изучение судебной практики,

- проведение индивидуальных собеседований, консультаций и коллоквиумов.

В целом это эффективные способы обучения. Однако постоянно ощущается необходимость улучшения подготовки магистранта к профессиональной работе, условия которой сильно изменились в последние годы под влиянием усилившейся конкуренции на рынке труда.

Основным направлением совершенствования обучения, таким образом, является инструментальная ориентация на овладение уголовно-правовой компетенцией, предполагающей осознание целей и природы уголовного права, для практического освоения профессиональной техники на уровне знаний, умений, навыков.

В основе уголовно-правовой компетенции лежит понятие профессиональной компетенции как системы таких знаний, навыков, умений, которые необходимы и пригодны для действительного решения профессиональных задач, соответствуя при этом сложившемуся уровню стандартов и требований к профессии.

Уголовно-правовая компетенция должна быть достаточной для профессиональной реализации (исполнения, применения, разработки и пр.) уголовного права и соответствовать сложившимся правовым, научным, практическим стандартам. Это, в частности, требует понимания задач и механизма действия уголовного права, осознания принципов уголовного законодательства, овладения методиками анализа уголовного закона, уголовно-правовой оценки деяния, и обоснования принимаемых решений.

В процессе обучения «Криминологическая характеристика преступлений против государственной службы» магистрант должен научиться читать, понимать, применять закон и обосновывать принимаемые решения. Ориентация на уголовно-правовую компетенцию означает переход от воспроизведения текста к применению закона на основе понимания текстов.

Ступени освоения уголовно-правовой компетенции. Изучение уголовного права в существующей системе юридического образования определяется образовательными стандартами и учебным планом. Существующая система фактически определяет двухступенчатый характер обучения уголовному праву.

Первая ступень — изучение уголовного права по основной программе с целью приобретения таких же знаний и частично навыков, как и по остальным дисциплинам.

Вторая ступень — углубленное изучение в различной форме спецкурсов, т.е. отдельных наиболее актуальных составляющих уголовного права. Предполагается, что вторая ступень предназначена для профессионального овладения уголовным правом, насколько это возможно в сложившихся условиях юридического образования. На это и направлен курс «Криминологическая характеристика преступлений против государственной службы».

При изучении дисциплины, рекомендуется учитывать, что вопросы спецкурса носят комплексный, логически взаимосвязанный и взаимообусловленный характер; каждый последующий вопрос курса логически вытекает из предыдущего, взаимосвязан с ним.

Организационно-методический план дисциплины ОФО

Вид учебной работы Кол-во Часов № семестров (по учебному плану) .4 I. Аудиторная: Лекции семинары …..практические занятия …..самостоятельная работа ИТОГО: II. Внеаудиторная: курсовые проекты курсовые работы рефераты расчетно-графические работы контрольные работы домашние контрольные работы самоподготовка: самостоятельное изучение разделов проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др. ……подготовка к экзамену другие виды внеаудиторной работы ИТОГО: III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) Зачет Общая трудоемкость дисциплины:

Структура и содержание дисциплины

Тематический план по дисциплине

«Криминологическая характеристика преступлений против государственной службы»

Наименование разделов и тем курса Количество часов Всего Аудиторные занятия Самос- тоятель-ная работа лекции практиче ские Раздел I. История российского уголовного законодательства о борьбе с должностными преступлениями - Раздел II. Интересы государственной службы в уголовном законодательстве РФ - Тема 1. Понятие интересов государственной службы - Тема 2. Понятие и признаки должностного лица Раздел III. Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Тема 3. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Тема 4. Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий. Присвоение полномочий должностного лица Тема 5. Нецелевое использование бюджетных средств. Нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов Тема 6.Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ Тема 7.Незаконное участие в предпринимательской деятельности Тема 8.Получение и дача взятки. Служебный подлог и халатность. Раздел IV. Проблемы борьбы с коррупцией Тема 9. Ответственность за коррупционные преступления по законодательству европейских стран и США (сравнительно-правовой анализ) Тема 10. Коррупция в России. Правовая база борьбы с коррупцией в России и пути ее совершенствования. Итого

Содержание теоретических разделов дисциплины

Раздел I.История российского уголовного законодательства о борьбе с должностными преступлениями

Характеристика договоров русских князей с греками и иных исторических памятников русского уголовного права. Русская правда, Судебник 1497 г., Судная грамота 1551г., Соборное Уложение 1649 г., Указ Петра I 1713 г., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Уголовное Уложение 1903г., Обращение Народного комиссариата «О борьбе с саботажем высших почтово-телеграфных чиновников» 1917 г., Декрет СНК «О суде» 1917 г., Декрет СНК «Об организации управления почтово-телеграфным делом» 1918г., Декрет СНК «О взяточничестве» 1918 г., Положение о революционных военных трибуналах 1919г., Декрет СНК «О борьбе со спекуляцией, хищениями в государственных складах, подлогами и другими злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах» 1919 г., и т.д.

Общая характеристика лихоимства и мздоимства на протяжении истории.