avangard-pressa.ru

Место дисциплины «Управление проектами» в структуре ООП бакалавриата по направлению «Менеджмент» - Экономика

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра менеджмента

В.Н. Некрасов, Н.Н. Ажогина

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

Учебно-методический комплекс

Ростов-на-Дону

Южно-Российский институт управления РАНХиГС
при Президенте Российской Федерации

Кафедра менеджмента

Рецензент:

Некрасов В.Н., Ажогина Н.Н.

Управление проектами: Учебно-методический комплекс. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института управления, 2014. 00 с.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению, профилю подготовки и учебного плана: 080200.62 Менеджмент бакалавр и 081100.62 Государственное и муниципальное управление бакалавр. Содержит учебно-тематический план и программу учебной дисциплины, учебно-тематические планы семинарских и практических занятий, задания для самостоятельной работы, перечень рекомендуемой литературы и вопросы для подготовки к экзамену. Учебно-методический комплекс состоит из отдельных модулей.

Предназначен для студентов Южно-Российского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, обучающихся по направлению подготовки:080200.62 Менеджмент бакалавр и 081100.62 Государственное и муниципальное управление бакалавр (для всех форм обучения) для наборов 2011 и 2012 года.

Печатается по решению кафедры.

Протокол № 00 от 00.00.2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения о курсе ……………………………………………..…4

Учебно-тематический план дисциплины ………………………….….7

Программа курса ……………………………………………..………..14

Модуль 1. Теоретические и методологические основы управления проектами …………………………………………………………………..14

Модуль 2. Методология подготовки, согласования и реализации проекта …………………………………………………………………..….15

Модуль 3. Специальные вопросы управления проектами ………………………………………………………………………………....20

Примерные планы проведения деловых игр и тренингов………….27

Рекомендуемая литература ………..…….……………………………41

Вопросы к экзамену ……………………………………….…………..42

Тестовые задания…………………………………………………….…43

Глоссарий ………………………………………………………………52

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ

В последнее время направление менеджмента, определяемое как «управление проектами» или как «проектный менеджмент», стало предметом все возрастающего серьезного интереса значительного числа российских организаций. Став типовой методологией многих проектных, строительных или инжиниринговых компаний, управлении проектами получило массовое распространение в самых различных областях жизнедеятельности современного общества.

Курс «Управление проектами» является составной частью профессиональной вузовской подготовки по направлению «Менеджмент». В данном курсе изучаются сущность и содержание данной научной области, эволюция задач и системных решений, принимаемых в менеджменте, и вызвавших необходимость появления проектного управления. Проводится ситуационный анализ управленческой деятельности, определяется роль и место «управления проектами» в решении проблем повышения эффективности менеджмента. Рассматриваются виды, формы, содержание и технологии деятельности, связанной с использованием идей проектного управления.

Знания студентов контролируются посредством собеседования, письменных заданий, тестовых заданий.

Профессиональная подготовка специалистов, способных успешно реализовывать различные проектные продукты, используя потенциал управленческой науки, требует наличия широкого комплекса знаний из самых разных областей наук. Поэтому курс «Управление проектами» тесно взаимосвязан с различными вузовскими дисциплинами, как, например: менеджмент, стратегический менеджмент, маркетинг, управление персоналом и др.

Цели и задачи освоения дисциплины «Управление проектами»

Цель дисциплины:

Основная цель дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студента целостное понимание организации и управления процессом реализации инвестиционного проекта в соответствии с приоритетами развития различных отраслей экономики.

Задачидисциплины состоят в формировании способности:

· понимать способы и формы реализации экономических интересов участников проекта в процессе его разработки и реализации в системе государственного регулирования и внешних экономических интересов;

· понимать место и роль команды проекта в процессе его разработки и реализации;

· определять основные фазы и этапы разработки и реализации инвестиционного проекта, технико-экономические и организационные параметры деятельности предприятия, реализующего проект, учитывать параметры инвестиционной привлекательности региона и предприятия, осуществляющего проект;

· определять реализуемость и экономическую эффективность проекта;

· понимать процесс организации и планирования деятельности проектной команды по разработке и реализации проекта.

Место дисциплины «Управление проектами» в структуре ООП бакалавриата по направлению «Менеджмент»

Учебная дисциплина «Управление проектами» является базовой дисциплиной и входит в вариативную часть профессиональных дисциплин подготовки Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 080200 «МЕНЕДЖМЕНТ»; данная дисциплина опирается на знания обязательных управленческих дисциплин «Теория организации» и «Теория управления», «История управленческой мысли» и др.

Взаимосвязана с параллельно изучаемыми дисциплинами «Управление рисками», «Управление качеством» и другими.

Дисциплина является обязательной для изучения и предусмотрена рабочим учебным планом. Трудоемкость - 144 часов (3-й семестр) на 2-м курсе, форма итогового контроля – экзамен.

Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, используются в процессе подготовки рефератов, эссе, выпускной квалификационной работы, выполнении тестов, научных исследований.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Управление проектами»:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· способность использовать нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности (ПК-1)

· способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

· умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

· способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

· способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

· способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

· способен критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

· способен принимать участие в реализации профессиональных компетенций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС (ПК-14);

· способен проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач (ПК-15);

· способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19)

· знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22)

· способностью к экономическому мышлению (ПК- 26);

· знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30).

· умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36)

· способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50)

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

· этапы разработки и осуществления, а также структуру построения проекта;

· типы организационных структур, применяемых в проектах, их основные параметры и принципы их проектирования;

· принципы целеполагания, виды и методы планирования деятельности внутри проекта;

· классификацию проектов и их специфические особенности;

Уметь:

· рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели, характеризующие проект;

· использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований;

· использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

· выявлять и оценивать риски проекта;

· оценивать наличие или отсутствие воздействия проекта на социально-экономическую и экологическую ситуацию вокруг проекта.

Демонстрировать способность и готовность владеть:

· современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро-, мезо- и макроуровне;

· навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений, особенно важными для командной работы по выполнению проекта;

· принципами отбора инвестиционных проектов на предприятии, оценкой жизнеспособности проекта.

4. Структура и содержание дисциплины «Управление проектами»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы: 1 зачетная единица – лекции, 2 зачетные единицы – практика, 1 зачетная единица – подготовка к экзамену; всего аудиторных занятий – 72 часа, самостоятельная работа – 72 часа.

Формами учебной работы по курсу являются: учебные лекции, семинарские занятия, аудиторные аналитические работы и тестирование (текущий контроль), подготовка докладов к семинару (темы по выбору), самостоятельная работа с литературой, выполнение заданий в рамках самостоятельной работы. Итоговой формой контроля знаний по курсу является экзамен.