avangard-pressa.ru

Местной администрации. Примерные формы - Финансы

Общие подходы к формированию структуры местной администрации

В структуру местной администрации городских округов и муниципальных районов обычно входят:

· глава администрации;

· заместитель (заместители) главы, один из которых может быть первым;

· отраслевые структурные подразделения, занимающиеся кон­кретными отраслями муниципального хозяйства (например, ЖКХ, культура и т .д.);

· функциональные структурные подразделения, охватываю­щие определенную функцию для всей администрации (эко­номическая служба, финансовая, правовая, по управлениюмуниципальным имуществом и пр.);

· территориальные органы, создающиеся в районах крупных городов или в населенных пункт ах, в совокупности состав­ляющие городское или сельское поселение;

· аппарат местной администрации, обеспечивающий ее дея­тельность (юридический отдел, кадры, бухгалтерия, дело­производство и др.);

· вспомогательные службы, обеспечивающие содержание по­мещения, водители, уборщица и т .д.

Законодатель в части 8 статьи 37 Федерального закона N! 131­ФЗ закрепил лишь правовую норму о том, что в структуру мест­ной администрации могут входить отраслевые ( функциональные) и территориальные органы местной администрации, а возмож­ность более детальной регламентации соответствующего вопро­са предоставил представительному органу муниципального об­разования

Под формированием структуры местной администрации по­нимается образование комитетов, отделов, служб и других струк­турных подразделений и наделение их собственной компетенци­ей в рамках полномочий, установленных уставом муниципаль­ного образования для местной администрации в целом. При формировании структуры местной администрации необходимо учитывать:

· особенности конкретного муниципального образования (его величина, плотность населения, особенности организации предоставления услуг и т.п.);

· перечень вопросов местного значения, установленный для соответствующего типа муниципального образования, иных установленных в уставе вопросов, наличие переданных го­сударственных полномочий и т.П.;

· степень развитости различных форм самоорганизации насе­ления, способных участвовать в решении вопросов местно­го значения.

При определении структуры местной администрации и рас­пределении полномочий между ее подразделениями необходимо исходить из следующих принципов:

· целесообразность и логика, четкое разграничение функцио­нальных блоков; . избежание дублирования и параллелизма;

. полнота охвата 104 и избежание пробелов в решении вопро­сов местного значения местной администрацией в целом; . результативность, что предусматривает возможность оцен­ки(измерения) достигаемого результата работы;

· достаточность обеспечения, что предполагает предоставле­ние структурному подразделению для надлежащего выпол­нения им своих функциональных обязанностей в достаточ­ном объеме материального, правового, информационного и других видов обеспечения;

· системность и взаимосвязь с другими подразделениями, т.е. учет при описании функций структурного подразделения его взаимосвязей с другими структурами;

· структурирование (детализация), т.е. разделение функции структурного подразделения на функции отдельных специ­алистов, которые вменены им в виде должностных обязан­ностей;

· эффективность, что означает достижение обозначенной цели

и решение задач подразделения с наименьшими затратами; · недопущение принципа создания структур «под людей»;

· унифицированный подход к формированию структур и определению штатной численности органов местного самоуп­равления.

Структура местной администрации для поселений различных размеров

Глава и заместители главы апминистраиии. Местной адми­нистрацией руководитглава местной администрации, который либо является главой муниципального образования, либо на­значается на должность по контракту (ч. 1 и 2 ст. 37 ФЗ). ДЛЯ организации деятельности главы в местной администрации мо­жет быть предусмотрена должность секретаря, который занима­ется делопроизводством. В крупных поселениях допустимо на­личие секретариата. В небольших поселениях функции секрета­ря главы могут быть возложены на специалиста, курирующего общие вопросы, делопроизводство и ведение архива. При нали­чии в структуре администрации заместителя главы возможно поручить секретарю главы выполнять секретарские функции и для заместителя.

В более крупных поселениях (более 3000 человек) вводится должность заместителя главы администрации. Распределение функций между главой администрации и его заместителем может быть организовано по-разному. Глава может напрямую отвечать за важнейшие направления - экономический и финансовый бло­ки, планирование развития. Кроме того, возможна структура, при которой напрямую главе подчинены все специалисты, занимаю­щиеся организационными и административно-хозяйственными вопросами. Заместитель главы может курировать вопросы управ­ления имуществом и предоставления муниципальных услуг либо отвечать и за социальные вопросы.

В поселениях с численностью населения свыше 5000 человек может быть введено две должности заместителя главы поселения, один из которых является первым. Возможно следующее распре­деление обязанностей между двумя заместителями главы: первый заместитель отвечает за управление имуществом и предоставле­ние муниципальных услуг, второй - за социальные вопросы либо за социальные и организационные вопросы.

В крупных поселениях с численностью населения свыше 10 тысяч жителей, в которых администрации реализуют большой объем полномочий, представительным органом поселения может быть установлено три должности заместителей главы админист­рации, как правило, курирующих соответственно вопросы раз­вития, вопросы текущего состояния и вопросы обеспечения дея­тельности и взаимодействия; один из заместителей при этом од­новременно является первым заместителем главы администрации поселения с соответствующими полномочиями.

В отношении переданных государственных полномочий (при их наличии) представляется, что эти вопросы могут курировать сам глава либо его заместитель, либо специальный сотрудник (в более крупных поселениях).

Следует избегать практики создания дополнительных долж­ностей заместителей главы не с целью решения задач, а «под оп­ределенную личность». Это приводит к разрастанию управлен­ческого аппарата, дублированию функций, следствием чего яв­ляется снижение эффективности работы всей администрации и дополнительное необоснованное расходование бюджетных средств.

Структурные подразделения местных администраций. Для структурных подразделений местных администраций наиболее адекватным наименованием является «отдел» (в средних и круп­ных поселениях). Представляется, что термины «управление», «главное управление», «департамент» более присущи органам государственной власти (министерствам, областным правитель­ствам или администрациям субъектов РФ) и не должны быть ре­комендованы для применения на муниципальном уровне.

Следует отметить, что на практике в местных администраци­ях численность сотрудников отделов обычно весьма невелика(порой 2-3 человека), хотя специалисты считают, что численность самостоятельного отдела должна быть не менее 10 единиц. По­этому для небольших поселений мы рекомендуем в структуре администрации предусматривать преимущественно специалистов, отвечающих за конкретные блоки вопросов, и не создавать без надобности отделы. В противном случае происходит необосно­ванное увеличение численности руководящего состава. Кроме того, зачастую многие начальники отделов выполняют фактичес­ки функции специалистов, в их деятельности отсутствует работа по принятию управленческих решений, а именно это является основным содержанием функций любого руководителя.

Для решения вопросов местного значения поселений в мест­ной администрации должны существовать подразделения (либо соответствующие специалисты):

· по экономике, стратегическому развитию и муниципальному имуществу;

. по финансам;

. по муниципальному хозяйству, по социальным вопросам;

. по организационным вопросам.

Укрупненно сферы деятельнocти подразделений муниципальных администраций могут быть представлены следующим образом.

Подразделение по экономике и стратегическому развитию курирует следующие блоки вопросов: социально-экономическое развитие, прогнозирование и стратегическое планирование, пла­нирование застройки, землеустройство и контроль использова­ния земель, а также отношения, связанные с управлением муни­ципальным имуществом, развитием предпринимательстваlО6, фор­мированием благоприятного инвестиционного климата и Т.д.

Финансовый отдел является одним из основных участников бюджетного процесса. К его полномочиям относится формиро­вание проекта бюджета, участие в подготовке основных докумен­тов, необходимых для составления проекта бюджета (реестрарасходных обязательств, перспективного финансового плана ит.п.); исполнение бюджета, контроль исполнения бюджета и т.п.

Подразделение по муниципальному хозяйству отвечает за ока­зание коммунальных услуг, предоставление социального жилья малоимущим, транспортное обслуживание, дорожное хозяйство, связь, общественное питание, торговлю и бытовое обслуживание. Кроме того, в сферу ответственности данного подразделения вхо­дят вопросы благоустройства, озеленения, сбора и вывоза быто­вых отходов, места захоронения и ритуальные услуги.

Подразделение по социальным вопросам курирует опеку и попечительство, развитие культуры, библиотечное обслуживание, физкультуру и спорт, организацию массового отдыха.

Подразделение по организационным вопросам по существу организует функционирование всех подразделений местной ад­министрации. Здесь решаются правовые вопросы, регулируют сяхозяйственно-организационные отношения, принимаются реше­ния по кадровым вопросам, а также осуществляется связь мес­тной администрации с прочими органами местного самоуправ­ления, в первую очередь, с представительным органом. Это под­разделение отвечает также за связь с общественностью и СМИ, за информационную работу. Здесь же ведутся делопроизводство и формирование архива. В крупных поселениях в компетенцию данного подразделения могут быть переданы вопросы чрезвы­чайных ситуаций и первичной пожарной безопасности.

Исполнение переданных государственных полномочий, в за­висимости от их характера, может быть организовано по-разно­му. Данные функции может взять на себя глава администрации либо его заместитель, для решения данных вопросов может быть введен отдельный специалист (либо несколько специалистов) или реализация государственных полномочий, с учетом их специфи­ки, может быть разделена между различными специалистами в составе местной администрации.